GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Главный архитектор представил градостроительную политику

Тем более если речь идет о структуре, деятельность которой напрямую связана с интересами деловых людей города и каждым его жителем, – о комитете по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда. Новый руководитель этого учреждения Алексей Антюфеев дал свою первую пресс-конференцию для журналистов.

Алексей Владимирович сразу дал понять: на этот пост он пришел со своей собственной градостроительной концепцией, к разработке которой приступил еще в 1998 году – тогда, когда возглавил кафедру градостроительства архитектурно-строительной академии. Концепция устойчивого развития города до 2010 года получила название “Большой Волгоград”. Ее специфика, прежде всего, в создании градостроительной системы, как выразился гл. архитектор, обращенной “к прелестям Волго-Ахтубинской поймы” с ее колоссальным рекреационным ресурсом, имеющей статус национального парка. Потенциал этой зеленой зоны необходимо задействовать в инвестиционных программах. Для этого нужно создать в городе поперечную транспортную “ось” – выход к Волге. Как только закончится строительство моста через Волгу и связанность Волжского с центральной частью нашего города станет чрезвычайно высока, по словам Антюфеева, мы получим тот самый “Большой Волгоград”, который дал название концепции. Можно сказать, пусть и с некоторой натяжкой, что появится “город-сад”.

Затронув вопрос об особенности Волгограда – его вытянутости вдоль великой водной артерии, – Алексей Антюфеев отметил, что это кажущееся неудобство можно обратить в достоинство. Дело в том, что у линейной системы расселения при всех ее минусах – это, прежде всего, необходимость ежедневных “маятниковых” миграций населения – есть и важный плюс: возможность создания “ожерелья” полноценных градостроительных образований в существующих или новых административных границах. А самое главное – есть широчайшие перспективы для развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Необходимо использовать этот потенциал, развивать экологически невредные производства по расфасовке, упаковке грузов, возводить мультимедийные терминалы и другие объекты, позволяющие использовать высокий образовательный уровень волгоградцев.

– Всеми путями мы постараемся включить в градостроительный процесс инвесторов, – подчеркнул Алексей Антюфеев. – Приоритеты при рассмотрении градостроительной документации будут отдаваться тем проектам, которые предполагают комплексную застройку или реконструкцию территорий со всеми сопутствующими элементами, – это социальные объекты (детские сады и школы), реконструкция и развитие инженерной инфраструктуры и существующего жилья, а также учреждений культуры и бытового обслуживания населения. Попутно будут решаться вопросы размещения парковок, автостоянок, зеленых зон, чрезвычайно важных для Волгограда.

Одно из новшеств – составление инвестиционного контракта между городом как хозяйствующим субъектом, с одной стороны, и инвестором – с другой. Этот документ появляется после того, как по размещаемому объекту положительно выскажутся комитет по архитектуре, службы экологии, санитарного надзора и прочие компетентные ведомства. В договоре город берет на себя обязательства обеспечить для инвестора определенные условия, а тот, в свою очередь, обязуется в ходе осуществления своего проекта содействовать развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города.

Для реализации нового подхода комитетом по архитектуре уже кое-что сделано. Прежде всего, подготовлено распоряжение о приостановлении размещения каких-либо объектов строительства в зеленых зонах. А ведь известно, что стараются строить именно в подобных местах, чтобы минимизировать инвестиционные затраты. В настоящее время уточняются границы этих островков природы в городе, проводится их идентификация, то есть определяется, что это такое для города: сквер, бульвар или парк. Затем намечено комплексно проводить обновление и обустройство зеленых зон. При этом вводить новые древесные породы, потому как в настоящее время среди них преобладают вязы и тополя.

Второе распоряжение, подготовленное комитетом по градостроительству и архитектуре, запрещает размещение открытых автопарковок. Разрабатываются проекты многоуровневых и подземных вариантов, поскольку существующие непривлекательны для инвесторов, небезвредны в экологическом отношении, вызывают недовольство населения.

Третий вопрос, которым сейчас занимаются сотрудники Алексея Антюфеева, – определение “красных линий”, за которые не должна выступать застройка и которые обеспечивают современное и перспективное развитие коммуникаций, транспортных систем, озеленения, инженерной инфраструктуры. Чтобы развивать город, считает главный архитектор, надо исходить из того, что целое важнее частей и что мы строим не просто какой-то отдельный квартал или район, а мегаполис.

В целом, новый подход означает усиление социальной направленности градостроительной политики. Архитекторы призваны создавать социально-комфортную, безопасную, инвестиционно-привлекательную среду обитания людей.

На вопрос: “Можно ли говорить об изменении градостроительной политики?” – главный зодчий ответил:

– Пожалуй, можно. Хотя правильнее определить происходящее как ее корректировку в аспекте инвестиционного развития города, которое является на сегодня приоритетным направлением работы мэрии. Сейчас главным градостроителем у нас является мэр, который от этих проблем не отворачивается, а погружается в них все глубже и глубже.

Не умолчал Алексей Антюфеев о своем отношении к одному из злободневных вопросов, вокруг которого сломано немало копий, – к реконструкции ЦПКиО и строительству нового жилья в непосредственной близости от него. По его мнению, это и есть пример “фрагментарного” подхода к градостроительству, когда участок застройки оказывается вырванным из городского контекста. Изменения здесь будут. Перед застройщиком уже ставятся вопросы по инвестиционной “нагрузке”: обустройству парка, улучшению городской инфрастуктуры. На эту тему постоянно ведутся переговоры.

А на вопрос журналистов: “Не смущало ли Алексея Антюфеева сознание того, что академическая деятельность, которой он до сих пор посвящал себя, и руководство подразделением мэрии – две вещи несовместимые?” – Алексей Антюфеев признался, что предложение занять новую должность он принял без особых сомнений, хотя до сих пор сторонился чиновничьей деятельности, был ученым-теоретиком и практиком. Согласился, потому что убедился в том, что с новым мэром он говорит на одном языке, поскольку “все эти вопросы: и развития транспортной инфраструктуры, и комплексной застройки, и инвестиционных проектов – ему совершенно понятны”:

– И вообще, архитектура – одна из тех редких сфер человеческой деятельности, где теория и практика очень тесно взаимосвязаны, взаимозависимы.

И привел в пример В.Е. Масляева, бывшего главного архитектора Волгограда, который одновременно заведовал кафедрой архитектурного проектирования у нас в академии.

– Кстати, – добавил собеседник, – по результатам смотров и конкурсов волгоградская градостроительная школа входит в десятку лучших в России, а его кафедра укомплектована высококвалифицированными специалистами, реальными практиками.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования