К перфомансу теперь можно приобщиться и в Волгограде
Работы, так называемые перфомансы, представляют собой видеодокументацию, часто компьютеризированную. Это одна из первых в России презентаций современного мирового видеоискусства. И первая выставка такого рода в нашем городе.
Организаторы проекта “Интернациональное искусство в России” рассчитывают привлечь не только внимание профессионалов в этой области – фотографов, видеооператоров, – но и самую широкую аудиторию. Ведь экран стал сегодня универсальной средой общения. Но хотим предупредить: в пространстве перфомансов нужно находиться дольше, чем на выставках живописи. Потому как к такому искусству мы еще не привыкли. Представьте: вы входите в зал и видите… видеомагнитофоны. На экранах телевизоров крутится в течение 3–30 минут небольшой сюжет. Он повторяется и повторяется вновь – что-то среднее между фотографией и клипом. То есть если фотограф ловит момент в глянцевой статике, то видеооператор – в движении. Если вам надоест размышлять над смыслом сюжета (потому как изюминка “движущейся картинки” именно в философии), можно перейти к следующему экрану.
Работа Соо Я Кима (Республика Корея) “Город в движении” затрагивает тему отчуждения людей друг от друга в современной цивилизации и желание сохранить анонимность. На экране мы видим человека, который едет куда-то на телеге. Он сидит спиной к зрителям словно в тени. Меняется в освещении только пейзаж. Этот сюжет один из самых “незамысловатых” по сравнению с другими.
А вот над смыслом перфоманса Яна Тоомика (Эстония) “Отец и сын” придется голову поломать. В аннотации написано, что в нем автор раскрыл тему одиночества и непонятости творческого человека. А на экране обнаженный художник-отец катается на коньках по замерзшему озеру. То приближаясь, то удаляясь от сына, распевающего песню…
Супружеская пара Пирьета Брандер и Теему Маки (Финляндия) делает перфомансом все без исключения этапы беременности и родов. В “Семейных ценностях” – обнаженная женщина, с нетерпением ждущая ребенка последние дни.
Тех, кто увлечен компьютерно-игровым виртуальным миром, где облик человеческого “я” может бесконечно трансформировать, заинтересует работа Бьерна Мельхуса (Германия) “Без солнечного света”. Двое практически одинаковых мужчин в идентичных одеждах выглядят просто куклами в мире технологий. Компьютерная графика постоянно изменяет их лик. Кстати, один из методов воздействия на зрителя в перфомансах – меняющиеся цвета от яркого до бледного, что создает иногда иллюзию галлюцинаций.
“Натюрморт” Анн Катрин Дольвена, казалось бы, прозаичен до банальности. В кадре – яркий тюльпан, который раскрашивается белой краской. Пленка крутится то вперед, то назад. И зрители наблюдают, как один лепесток тюльпана становится то белым, то опять красным. И их захватывает философское осмысление субстанции времени, которое не имеет ни начала, ни конца.
Сюжетов немного, около десятка. Среди них – “Ритуал” Терезы Серрано (Мексика) – стилизованная горестная сценка выяснений семейных отношений. Мачей Топорович (Польша – США) в своем хите “Obsession” критикует эстетику Кальвина Кляйна, использующего элементы нацистской эстетики. Повествовательная последовательность работы основана на цитатах из знаменитых фильмов, тематизирующих насилие и жестокость, перемежающихся с клипами знаменитой модели Кейт Мосс. Зрелищный потенциал видеоискусства можно оценить благодаря работе Эвы Кох (Дания), воспевающей всесилие морской стихии. Есть работы, которые создают бесконечную панораму контрастов, парижских и нью-йоркских. Работа Ионата Винитского (Израиль) “I live you” представляет собой романтизированное воспоминание о своей семье. Зрители реагировали на новый вид искусства по-разному, в основном недолго задерживаясь у телевизоров. Все посетители отмечали, что на большом и единственном в зале проекционном экране работы воспринимались лучше. Но за рубежом, где такие выставки идут давно, телевизоры стоят друг на друге в виде цветков, и потому размышляющий человек, перескакивая взглядом с экрана на экран, надолго погружается в раздумья…
На этой выставке представлены работы последнего десятилетия. В рамках же проекта “Временной код” планируется демонстрация произведений классиков современного видеоискусства и работ нового поколения художников.
|