GISMETEO: Погода по г.Волгоград
“Немой город” Леонида Топровера красноречивее всяких слов

Выставка не случайно была приурочена ко Дню города: ее цель –показать не парадные открыточные виды Волгограда, которые всем уже приелись, и, с другой стороны, не “чернуху” в виде свалок, рытвин и прочих социальных язв, а личный, почти интимный для каждого образ родного города. Отсюда и название выставки: безымянные и безадресные фотографии молчат, предоставляя зрителю возможность самому озвучивать их мыслями, чувствами, музыкой, возникающей в душе.

Хотя разве они молчат? О бренности говорит заброшенное кладбище на окраине города, похожее на скифскую степь. О хрупкости рукотворной красоты – контрастное сочетание колоннады театра и грозной военной техники на его фоне. О мимолетности жизни – другой контраст: край мемориальной доски с датой “43 г.” и рядом, на стене, крохотный и беспечный клоп-солдатик. А обезглавленное дерево на фоне кирпичной стены – о чувстве гнетущей безысходности. Самое время повеситься на свисающем с фонаря набережной проводе, как нарочно принявшем форму петли. Но тут же мальчик, играющий с корабликом в луже, напоминает тебе, что не все потеряно, жизнь продолжается! А сколько могут рассказать старые заросшие дворы и обшарпанные арки, на щемящую ностальгию которых неумолимо наступает стальной блеск офисных новостроек!

Атмосферу ностальгии усиливают соседствующие с фотографиями предметы, когда-то бывшие частью живого Царицына и Сталинграда. Все эти старинные кирпичи, вывески, навершия, котлы, куски ржавой ограды, фрагменты оконной облицовки собрал другой увлеченный своим делом человек – архитектор Сергей Сена. С тех пор как он занимается реставрацией царицынских зданий, у него набралась живописная коллекция “обломков прошлого”.

А помогла объединить две коллекции неравнодушных к обыденным вещам людей в концепцию выставки замдиректора музея Татьяна Гафар. С идеей выставки Леонид Топровер пришел к ней четыре месяца назад. Все это время обдумывалась будущая экспозиция, отбирались фотографии из богатого архива автора, накопившегося за 30 лет профессиональной деятельности мастера в газетах и журналах, решалось их оформление и организация пространства зала. Работы отбирались по двум критериям – историчности и художественности. Кроме того, “анонимность” мест съемки подвигла организаторов устроить викторину на знание улиц Волгограда. Посетители, без подготовки назвавшие в специальной анкете точный адрес десяти пронумерованных снимков, награждаются призами – раритетными фотографиями маэстро. Автор этих строк, к стыду своему, смог опознать всего два места – арку дома на пр. Ленина, 15 и двор школы № 83. Хотя и другие уголки тоже мучительно знакомы…



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования