GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Из чего складываются энерготарифы?

Публикация “Принципы регулирования тарифов естественных монополий обретают все большую определенность” в “НДВ” №29 вызвала интерес у читателей. К тому же появилась информация о том, что 14 августа состоялось заседание правительства РФ, на котором были утверждены предельные средние отпускаемые тарифы на электрическую и тепловую энергию для АО-энерго, а также предельный уровень роста тарифов для потребителей на 2004 год. Это стало сигналом для начала кропотливой работы по формированию конкретных тарифов по группам потребителей исходя из экономической обоснованности затрат региональных энергосистем.

В связи с этим мы обратились к первому заместителю председателя РЭК Волгоградской области Елене БИРЮКОВОЙ с просьбой рассказать о стратегии формирования энерготарифов на 2004 год.

– Елена Алексеевна, из чего складываются экономически обоснованные затраты энергосистемы? Какие затраты вы считаете необоснованными?

– Согласно действующему законодательству бюджет энергоснабжающей организации формируется с учетом обоснованности расчетов каждой из статей затрат и прибыли АО-энерго. При этом также учитываются результаты его производственно-хозяйственной деятельности. Если у предприятия за прошедший период обнаружилась экономия средств или выявилось не целевое их использование, то эти денежные средства должны быть исключены региональной энергетической комиссией из расчетов при очередном регулировании.

Приведу конкретный пример: по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности АО-энерго в 2002 год было выявлено 518 млн. рублей неиспользованных средств, заложенных на капитальные вложения. А при регулировании в 2003 году 99,5 млн. были учтены расходы на страхование имущества акционерного общества в сумме 99,5 млн. руб. Однако до сегодняшнего дня договоры со страховыми компаниями так и не были заключены.

Если не учитывать эти и другие, неиспользованные или использованные не по назначению, средства, то расчетный тариф для потребителей региона на 2004 год будет гораздо ниже утвержденного правительством РФ предельного уровня на следующий год.

– 3 июля 2003 года облдума выпустила постановление №8-324 “О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Волгоградской области”, в котором содержится рекомендация РЭК при регулировании тарифов на 2004 год не учитывать в затратах энергосистемы абонентскую плату РАО “ЕЭС России”, содержащую инвестиционную составляющую, без механизма возврата ее в регион. Как вы прокомментируете данное постановление? Существуют ли законные основания не включать в тариф для потребителей абонентскую плату РАО “ЕЭС России”?

– Фактически, законного основания исключить абонентскую плату РАО “ЕЭС России” из тарифа нет. Но здесь необходимо отметить, что глава администрации области, областная дума обратились к главе правительства РФ, Министерству энергетики, РАО “ЕЭС России” и Федеральной энергетической комиссии с просьбой включить в инвестиционную программу РАО объекты Волгоградской области (ГРЭС и ТЭЦ-1). Стоял также вопрос о компенсации убытков волгоградских энергетиков от весеннего паводка. По итогам работы, проделанной главой администрации и РЭК, Федеральная энергетическая комиссия своим решением определила конкретный источник покрытия этих убытков. Они будут компенсированы за счет выработки сверхплановой электрической энергии ГЭС, а также выделения инвестиционных средств ЗАО ЦДУ ФОРЭМ. Теперь задача АО “Волгоградэнерго” состоит в том, чтобы получить от РАО “ЕЭС России” указанные суммы. Это и будет условием включения в областной тариф абонентской платы.

– А как обстоят дела с ликвидацией перекрестного субсидирования? Когда все потребители начнут платить 100% себестоимости электроэнергии?

– При формировании тарифов на 2003 год по всем группам потребителей перекрестное субсидирование было сокращено в 2 раза. В настоящее время осталась только одна группа потребителей – население, у которого тарифы ниже экономически обоснованных. В 2004 году полная ликвидация перекрестного субсидирования для населения не предусматривается. Однако, в рамках реформирования электроэнергетики, в III кв. 2003 г. правительство должно разработать план мероприятий, нацеленных на ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня тарифов для населения до фактической их стоимости.

– Руководители ОАО “Волгоградэнерго” говорят об убыточности своей деятельности в первом полугодии 2003 г. из-за того, что утвержденные РЭК тарифы ниже установленного предела в 14%. Что вы можете сказать по этому поводу?

– На 2003 год были утверждены экономически обоснованные тарифы. В полном объеме были приняты затраты на ремонты и соответствующие утвержденной программе производственного развития объемы капитальных вложений, предназначенных для восстановления энергетического оборудования.

Фактически, в первом полугодии 2003 года энергетики от производственной деятельности получили прибыль в размере 175 млн. рублей. Это без учета прибыли, получаемой предприятием от работы товарищества на базе АО “Каустик” и ТЭЦ-3.

В результате финансовой деятельности (операции с ценными бумагами и др.), к которой утвержденные тарифы не имеют отношения, предприятие вышло на убытки.

– Разработан ли нормативный порядок списания “мертвой” дебиторской задолженности?

– Пока нет. Обращение Волгоградской областной думы к президенту, правительству и Федеральному собранию по вопросу погашения задолженности осталось без ответа.



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования