Сергей Гаврилов воплощает мечту о международном обмене школьников
Такое поведение учеников ему не раз приходилось наблюдать во время редких посещений элитных школ города иностранными делегациями. «Поэтому, как только пошел работать в самую обыкновенную среднюю школу, сразу же захотел пригласить иностранных детей», – рассказывает Сергей Алексеевич. Однако установить международные контакты в конце восьмидесятых – начале девяностых годов Гаврилову не удалось. Резкие изменения в стране даже заставили его оставить любимую профессию.
В 2002 во время поездки в Москву практически случайно он оказался на презентации международной благотворительной организации «AFS», занимающейся обменом школьников из разных стран мира. Ее программы разработаны таким образом, чтобы дети как можно лучше узнали культуру и быт принимающей страны. Акцент делается на установление контактов между провинциальными школами, и предпочтение отдается долгосрочному обмену, как правило, длиной около года. Поскольку «AFS» спонсируется самыми известными мировыми компаниями, например, концерном «Samsung», само обучение детей за границей производится бесплатно. Принимающая семья не получает никакого вознаграждения, наоборот, она несет расходы по содержанию приехавших детей. Родители же, отправляющие своих детей за границу, оплачивают стоимость проезда, визы, медицинской страховки, четырех экскурсий по стране и снабжают свое чадо карманными деньгами.
Гаврилов признается, что он загорелся идеей организовать обмен волгоградских школьников по программам этой организации. Однако на пути реализации его мечты возник ряд препятствий. «Сейчас я работаю грузчиком в магазине «Пятерочка», – говорит Сергей Алексеевич, – не хватает времени, да и все держится только на энтузиазме. Несмотря на то, что я представитель «AFS» в нашем городе, никаких денег за это не получаю. Поэтому транспортные и телефонные расходы приходится оплачивать из своей зарплаты».
Во-вторых, волгоградцы недоверчиво относятся к деятельности международных организаций. На приеме в ГОРОНО высокопоставленный чиновник заявил Сергею Алексеевичу буквально следующее: «Это что? Церковь преподобного Муна или новое Белое Братство? Нам такого не надо»!
Получив отказ в поддержке со стороны властей, Сергей Алексеевич начал самостоятельно обращаться в школы Волгограда с предложением принять участие в программе обмена по линии «AFS». Из всех средних учебных заведений города наибольшее понимание встретил в школе №31 Краснооктябрьского района Волгограда, первую на территории нашего города и области, в которой на годичный срок были приняты две зарубежные школьницы. Об их жизни в Волгограде нам рассказала Ирина Петровна Борщенко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и ответственная за языковую политику школы.
«В 2004 году в конце августа к нам приехали две девочки. Первая проблема, с которой мы столкнулись, – жилье. Дело в том, что не каждой семье было по карману оформить за свой счет все необходимые документы и взять на себя обязательство целый год полностью содержать «нового ребенка». Не последнюю роль играло и элементарное наличие достаточной жилплощади. Одна из девочек попала в самую обычную двухкомнатную квартиру, в которой живет семья из пяти человек. Конечно, в таких условиях различие менталитета резко бросается в глаза. Например, девочка из Бразилии каждое утро на пути в ванную комнату что-то насвистывала. Мама-хозяйка сказала, что у нас так не принято, а то можно все деньги «просвистеть». Удивлению бразильянки не было предела. Она даже не подозревала о связи денег и свиста. Девочка объяснила своей новой маме, что она просто радовалась новому дню и свистела, как птичка. Тут удивилась мама, но, в конце концов, она согласилась, что утром можно немного побыть птичкой и выражать свою радость, даже вопреки народным приметам.
Другая проблема – это общение. Если Штеффи Шмидт, девочка из Германии, чуть-чуть говорила по-русски, а преподаватели и ученики могли общаться с ней на немецком и английском языках, то с другой участницей программы поначалу установить контакт было непросто. Родной язык бразильянки китайского происхождения Ким Сун – португальский. Редкий язык для нашего города. Хотя Сун немного говорила по-английски, этого было явно недостаточно. Иногда приходилось даже переходить на язык жестов.
Шестнадцатилетние школьницы начали свое обучение в начальных классах. Это вызвало настоящий фурор среди всех учеников с первого по третий класс. Детям очень нравилось объяснять «взрослым тетям», как пишутся буквы А, Б, В, и учить их самым простым словам. Первую четверть они усиленно учили русский язык, занимались по специализированным учебникам для иностранцев. Благодаря стараниям преподавателя русского языка Юлии Олеговны Тригубовой на дополнительных занятиях они делали большие успехи в изучении русского.
В начале второй четверти девочки перешли в средние классы, где они делали основной упор на изучение гуманитарных наук. Третью четверть учились в старших классах.
Штеффи оказалась очень способной в истории и литературе. А Сун проявила свои таланты в изучении географии и информатики. В ее отношении к учебе проявился настоящий «китайский характер». Она поразила всех своим трудолюбием, упорством и вежливым отношением к сверстникам и учителям.
Хотя в Бразилии столбик термометра никогда не опускается ниже +10 градусов, Сун самоотверженно ходила в школу в двадцатиградусный мороз, да еще с порывистым ветром, спасаясь от холода в шапке-ушанке. А Штеффи объявила себя больной и неделю отказывалась выходить на улицу. Наш коллектив обратил внимание на то, что снег вызывал бурю эмоций у девочек. Они подолгу играли в снежки и катались на санках.
Но и у девочек было чему поучиться. Сун открыла в нашей школе кружок португальского языка. Не только дети, но и преподаватели посещали ее занятия. А Штеффи практически самостоятельно написала сценарий для спектакля на немецком языке, который занял третье место на фестивале школьных театральных коллективов, выступающих на иностранных языках.
Надо сказать, школа буквально преобразилась в то время, когда девочки учились у нас. С первого дня, как они появились, все ученики проявляли к новеньким повышенное внимание. Для детей общение с иностранками явилось стимулом для углубленного изучения английского, немецкого и даже экзотического португальского языка, повысилась успеваемость учащихся, улучшилось их поведение.
Участие в программе «АFS» послужило отправной точкой для установления международных контактов нашей школы. Естественно, что мы намереваемся расширять круг международного сотрудничества, принимать участие не только в этой, но и в других программах образовательного обмена.
Конечно, у родителей волгоградских школьников может возникнуть правомочный вопрос, а можно ли отправить своих детей за границу по программам образовательного обмена. Сергей Алексеевич говорит, что проблем нет, но они должны учитывать тот факт, что, согласно условиям программы «AFS», необходимо оплатить проезд своего ребенка до места назначения, страховку, экскурсии и т. д. Чем дальше страна, в которую вы посылаете свое чадо, тем больше придется платить. Например, год проживания и учебы в Австралии обойдется около 7000-8000$, а в Германии чуть более 5000$. Далеко не каждой семье по карману оплата подобных расходов.
Зато реально подтянуть иностранный язык дома в родной школе и узнать о культуре разных стран у детей, которые приезжают по программам образовательного обмена в Россию, что и произошло в 31-й. Ее руководство рискнуло на эксперимент и от этого только выиграло, вопреки опасениям местным чиновникам от образования.
|