Зеркальное отражение Тадж Махала так и не возвели
Из Москвы до Дели мы летели на «Боинге» семь часов. Приземлились в три утра и первая неожиданность: в аэропорту нас встречали ряды ретро-автомобилей. Думала, что попали на какую-то выставку, но ошиблась. Оказывается, так выглядит современный «народный» автомобиль «Амбассадор», выпуск которого освоен в Индии. Напоминают наши малолитражки 50-х годов, правда, все новехонькие.
Второй сюрприз был более осязаем. Нам всем надели гирлянды из желтых цветов (мы их назвали бархатцами) и пригласили к автобусу. Последний, увы, оказался без кондиционера, но над каждым креслом висел вентилятор. Приехали в отель, кругом запах благовоний, настоящая божественная атмосфера. Теперь каждый раз, когда я чувствую аромат горящей лучины, мне вспоминается эта удивительная далекая страна.
Мой двухнедельный тур состоял из двух частей: экскурсионного и отдыха на пляже в Кашиде, что на западном побережье. Кроме столицы и семнадцатимиллионного Бомбея, предстояло посетить еще и Агру, Джайпур, Кхаджураху. Кстати, до последнего мы добирались более восьми часов. Проделать такой путь по дорогам Индии равносильно подвигу. Но такое путешествие стоило того, и вот почему.
Кхаджураха – столица династии Чанделов (950-1050 г.г.). Из 85 воздвигнутых храмов до сегодняшнего дня «дожил» лишь 21. Но удивительное не в этом. Задача грандиозного комплекса сводилась к одному: прославлять в веках Кама Сутру. Наверное, потому и не найти ни одной стены храма, которую не украшали бы фрески с изображением любовных сцен из жизни Шивы и Кришны. А ведь сохранилась лишь четвертая их часть от былого величия. Интересно, на сколько бы томов увеличился нынешний «учебник любви», дойди «откровения» еще с 64 храмов? Хотя ничего предосудительного и постыдного, считают индийцы, в том нет. Наоборот, именно любовь и соединяет бесконечную человеческую душу с божественным началом. А камень лишь отображает мгновенье этого.
Кроме храмов, здесь можно прогуляться по огромному парку, полюбоваться великолепными газонами и деревьями, услышать щебетанье птиц и вдохнуть разлитый в воздухе аромат прекрасных цветов.
Когда мы ехали сюда, за окном автобуса мелькали колоритные индийские деревушки. Небольшие по размерам и фантастически бедные. Большинство домиков без крыш, да и сами стены сделаны из подручных материалов. Я и раньше слыхивала про здешнюю нищету, но все увиденное превзошло мои ожидания. Лишь в одной хижине, видно, местного «богача», я заметила кувшин для воды из нержавейки. Немало людей живет просто под открытым небом. Под вечер они забираются в коробки из-под холодильников или телевизоров, а иные и вовсе спят у обочины дороги, закутавшись в тряпье.
Правда, еще ужаснее оказались дороги. С одной стороны, оптимально подходят для езды по ним: ни ям, ни выбоин на асфальте не встретишь, но двигаться по ним опасно. Вперемежку с машинами, по трассе могут идти люди и двигаться гужевой транспорт, не редкость повстречаться и со слоном. Кстати, роль лошади на себя здесь взяли волы с огромными полукруглыми рогами. Их запрягают в повозки (арбы) с огромными деревянными колесами и так перевозят тяжести. Что касается священных животных, то они, как и прежде, разгуливают, где хотят. Никому и в голову не приходит на них крикнуть и уж тем более прогнать. Быть может, это и правильно: как можно плохо относиться, а уж тем более лишать жизни существо, вскормившее тебя своим молоком?
Особое почтенье и к белым людям. Местное население перед ними буквально благоговеет. Считают, что будет счастье, если дотронуться до его одежды или кожи. Охотно фотографируют своих детей в компании европейцев, говорят, на удачу. Люди, в целом, отзывчивые, простые, не злопамятны, да и ведут себя, как дети.
Жизнь в столичном отеле научит многому. Оказывается, здесь не рекомендуют использовать воду из-под крана для чистки зубов или питья. Только в пластиковых бутылках. Просили не есть на улицах уже приготовленные овощные салаты. Даже если они делаются на ваших глазах, убедитесь, что овощи и руки повара хотя бы хорошо помыты.
В общем, как на минном поле! Проснулась на второе утро и задумалась: как в таких условиях существовать дальше? А еще через пару дней мы уже и не замечали пугающую антисанитарию и толпы попрошаек, да и сами запросто перешагивали через спящих на земле людей. Здесь ко всему привыкаешь очень быстро. Но не к местной пище.
Увы, все страшно острое, сплошной перец. Наверное, единственный массовый способ борьбы с вредными микробами. Правда, и нам нужно было чем-то питаться. Спасали пятизвездочные отели со своей европейской кухней, но ведь не станешь бегать туда всякий раз. Делая вылазки в город, как правило, всегда интересовались в местах общественного «перекуса», в каких блюдах меньше всего перца. Его-то и брали: ведь случись что, даже хлеба не подадут заесть, не считая «пури» – лепешек из кукурузной муки. Но и они – на любителя.
Традиционно индийцы любят супы-пюре. Говядины, разумеется, нет, а вот курица – в любом виде: от вареной до сушеной. Ею, бедной, и питались все время. И на традиционный вопрос стюардессы по возвращении в Москву, что принести – вегетарианский салат или курицу, – мы с радостью заказывали первое.
Пожалела, что не запаслась конфетами в Волгограде. Дело в том, что куда бы ты ни пошел, тебя обступают со всех сторон босоногие ребятишки. Стоит хоть кому-то из них дать мелкую монетку, считай, из этого «улья» уже больше не вырваться. А дал по карамельке – тут же затихают. Люди бывалые так и поступали.
Путешествие в Агру для многих из нас стало событием. Именно там находится одно из восьми чудес света – мавзолей Тадж Махал. Он и на картинке выглядит прекрасно, а вблизи вовсе глаз не оторвать. По задумке, напротив этого кружева из белоснежного мрамора должен был воздвигнут такой же мавзолей, но из черного мрамора. В нем должен был покоиться безутешный супруг красавицы Мумтаз (она умерла при родах 14 ребенка) – шах Джахан. Но планам, увы, не суждено было сбыться: после долгих ссор сын заточил своего отца в крепость-тюрьму, где он и скончался. Пройти в мавзолей можно, только разувшись. К месту погребения Мумтаз туристов не пускают. Правда, и того, что увидели, хватит надолго. Не знала, что кружевной фасад здания даже инкрустирован драгоценными камнями, которые слепят, когда на их грани попадают лучи солнца. А позади комплекса несет свои волны спокойная река Джамна. Здесь так тихо и спокойно, что не замечаешь ни бега времени, ни тисков цивилизации.
Нигде в мире так тесно не переплетаются религиозные конфессии, как в Индии. В столице страны мы побывали в храме Лотоса, построенном не так давно бахаитами. Кстати, они считают, что Бог многообразен и одновременно един. Каждый человек может свободно зайти сюда и помолиться своему божеству. Купол храма, действительно, напоминает еще не раскрывшийся цветок лотоса, олицетворяющий красоту и гармонию. Это легкое и изящное сооружение считается изюминкой современной архитектурной мысли. Внутри храма вы не найдете никаких богатств: лишь белые стены и простые скамейки. Если веру необходимо подкреплять золотом, то какой с нее прок, считают бахаиты. Мудрый подход.
Наш гид – сикх по вероисповеданию – отважился свозить нас в Гурдвару, чтобы познакомить с тем, как проходят здесь церковные службы. Разулись, вошли в храм. Все люди сидели на ковре и громко распевали песни. На возвышенности, в стеклянном прямоугольнике лежала священная книга.
Надо сказать, что в Индии насчитывается свыше трех тысяч богов. Буддизм, cикхизм, джайнизм и т. д. У всех последователей религиозных течений свои храмы.Божество, которому поклонялись здесь – Ганеш – создание с головой слона и телом человека. Бог благополучия. Его изваянию подносились фрукты и цветы. Люди кружились вокруг него в танцах. Кстати, они были хорошо одеты, в золоте. Внутренние покои храма богато украшены резьбой по камню. Увы, фотографировать здесь категорически запрещено.
Следует добавить, что сикхи-мужчины никогда не стригут своих волос, потому они вырастают ниже пояса. Их всех отличает и высокая чалма на голове. Ее цвет идентичен одежде, но это могут позволить лишь люди зажиточные.
Очень поразилась одному факту: в Индии не пьют спиртного, абсолютно трезвый народ. Правда, встретила в дороге лишь несколько видов пива и ром. Но это, скорее всего, для иностранцев. Что шокировало еще, так это то, что мужчины здесь ходят, взявшись за руки. Ничего крамольного: это многовековая традиция народа.
Оказывается, индийцы почитают полных людей. В нашей группе был один такой москвич. Местные его почему-то сразу начали называть «боссом», и это прозвище ему льстило, хотя ничего выдающегося в свои двадцать пять он так и не сделал.
Увы, но Индия пока не комфортабельная страна для массового туризма. Нет достаточного числа хороших гостиниц, слабо развита и местная инфраструктура индустрии отдыха и развлечений. Негде купить мыло, пасту, лекарства и т. д., поэтому все это нужно пока везти с собой. Зато с туалетной бумагой проблем нет: ее вам предложат купить прямо в ватерклозете аэропорта. Такой вот всепроникающий сервис.
Сразу по прилету необходимо поменять валюту на местные рупии. И не забудьте взять справку, так как в Индии запрещен ввоз и вывоз местных денег. За доллар здесь дают 43-45 рупий. Кстати, не пугайтесь внешнего вида предлагаемых вам ассигнаций: очень потертые, с дырками посредине, они такие по все стране. Дело в том, что вместо привычных нам резинок, пачки купюр здесь принято скреплять скрепками. Умножьте их на миллиард населения, и вы можете представить, как выглядит «лицо» денежки.
Кстати, не забудьте именно в аэропорту запастись железной мелочью. Как правило, у торговцев, например, водой, никогда не находится сдачи с купюр. Говорят, что нет мелочи, но это неправда. Поэтому отсчитывайте столько, сколько надо. Много денег везти сюда тоже незачем: их не на что тратить. Здесь все стараются производить сами, вплоть до автомобилей, потому, наверное, и живут бедно. Хотя можно купить драгоценности из местных алмазов, рубинов и т. д. Как сообщил нам гид, из страны можно вывезти до 20 изделий из золота.
Лишь однажды воспользовались самолетом внутренних авиалиний, когда летели из Дели в Бомбей (ныне – Мумбай). Перед полетом всех нас обыскивали военные. К вопросам совершения террактов здесь относятся вполне серьезно. Мужчин осматривали в одной кабинке, женщин – в другой. Привычная повседневная процедура.
Основной вид транспорта в Индии – рикша. Цены на поездку договорные. Бывает, что и в 20 раз хозяин сбивает ее от первоначальной. Туристов, кстати, по какому-то негласному правилу гидов, никогда не высаживают на крупных восточных базарах, даже если и настойчиво просишь. Отвезут за несколько верст, а там уже идти неохота. То ли боятся, что туристы увидят что-то недозволенное, то ли там товары намного дешевле – непонятно.
Надо сказать, что в каждом штате у населения свой цвет одежды. Например, в Раджахстане она красно-оранжевая. Здесь мы посетили знаменитый «Розовый город» – Джайпур, столицу штата. Его называют так потому, что в его архитектуре обильно используется розовый камень, из которого построено большинство местных крепостей и величественных дворцов, храмов и великолепных садов. Именно здесь находится легендарный «Дворец ветров» – Хава Махал. Это – визитная карточка Джайпура.
Пятиэтажное здание из розового камня, украшенное изящными колоннами и балконами, насчитывает 534 окна и ниши. Его возвели в 1799 году, и оно было своеобразной «витриной» придворных дам. Удивительно, но в этом громадном доме никогда не бывает жарко. Он спроектирован так, что в каждом помещении поддерживается прохлада за счет продуманной до мелочей системы вентиляции. Напомню, что речь идет о XVIII веке. До изобретения кондиционера еще оставалось 150 лет.
Еще одна особенность дворца-гарема раджи: его обитательницы могли наблюдать за всем происходящим из своих окон, с улицы же увидеть даже лицо женщины было невозможно.
Недалеко от дворца Хава Махал, в невысоких горах, находится форт Амбер. Его еще называют «Янтарным». Ехали мы туда на слонах, с погонщиками. Вид с высоты захватывающий: зеленые пастбища, озеро в обрамлении гор и город в розовой дымке строений. Насладившись картиной и покормив из рук слонов, мы вернулись обратно. В общем, в Индии мы успели покататься на всем: от самолетов и джипов до яхт и могучих животных.
Последнюю неделю мы провели на пляжах под Бомбеем. Чувствовали себя первопроходцами. Пустующие просторные виллы. Их владелец сказал, чтобы мы занимали себе любую из понравившихся. Мы с супругом бросили вещи в «номере» для четверых. Шикарный бассейн плюс безлюдный трехкилометровый океанский пляж, буйная растительность и порхающие бабочки. Такой уж декабрь в Индии.
Каждое утро океан выбрасывал какие-то полупрозрачные блестящие камни с переливающими на свету вкраплениями. Вроде прожилок из слюды. Москвичи без устали собирали эти камушки, приговаривая, что на них можно заработать неплохие деньги.
Бомбей не впечатлил. Хоть и огромный мегаполис, но я не нашла ничего особенного, что отличало бы его от других таких городов. Зато подружилась с гидом. Он обещал приехать к нам в Волгоград. В свое время он учился в Советском Союзе, и былое чувство дружбы к нам еще не остыло.
Все-таки удивительная страна – Индия: кричащая бедность не делает людей злыми и ненавидящими друг друга. Довольствуясь лишь малым, они находят в этом и свою частичку счастья, достоинства, истинной любви и сострадания к другим людям. Не знаю, почему, но через месяц меня потянуло снова туда, на родину Будды.
|