Места в «тарифном коридоре» будут определены РСТ
Максимальный рост среднего тарифа на электроэнергию в регионе 9%, на тепловую энергию – 17,5%.
О том, когда и как Региональная служба по тарифам (РСТ) будет определять тарифы для конкретных категорий потребителей и каким может быть объем перекрестного субсидирования в области в 2006 году, корреспондент «НДВ» беседовал с заместителем председателя РСТ Еленой Бирюковой.
– Елена Алексеевна, чем руководствовалась ФСТ, определяя для нашей области такой тарифный коридор? Не будут ли тарифы, устанавливаемые для естественных монополий дополнительно «разгонять» инфляцию?
–При определении предельных значений энерготарифов ФСТ руководствовалось, насколько мне известно, прогнозом уровня инфляции на 2006 год. Пока прогноз этот 8-8,5%. Кроме этого специалисты ФСТ учитывали особенности отдельных регионов – уровень развития экономики, состояние энергосистем, уровень жизни населения.
Не думаю, что цены на электрическую и тепловую энергию, которые мы устанавливаем, руководствуясь указаниями ФСТ, могут «разогнать» инфляцию в регионе. Даже если темпы роста тарифов формально будут выше прогнозируемых темпов роста инфляции. Здесь по показателям одного года судить нельзя, поскольку у нас были периоды, когда тарифы росли медленнее, чем инфляция. По моему, гораздо больший вклад в рост индекса инфляции вносят коммунальщики, «задирающие» тарифы на свои услуги. А также нерегулируемый рост цен на ГСМ.
По электроэнергии для населения области тарифный коридор на 2006 год установлен ФСТ в пределах: минимум 127 коп. за квтч, максимум – 138 коп. Точное значение мы будем определять с учетом уровня платежей за электроэнергию в этом году, прогнозируемого изменения уровня доходов, реальной покупательной способности большинства жителей области.
Поскольку даже максимальное значение тарифа на электрическую энергию для населения области, установленное ФСТ (138 коп.), все равно остается гораздо меньшим, чем реальная ее стоимость, в области останется перекрестное субсидирование и в следующем году. Наша задача – добиваться его постепенного сокращения с целью снижения финансовой нагрузки на промышленные и другие предприятия.
Это полностью отвечает духу недавней договоренности главы администрации области Николая Максюты с председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом. Они, как известно, подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную работу по формированию экономически обоснованных энерготарифов и поэтапному снижению перекрестного субсидирования.
– В какой мере РСТ может влиять на определение уровня тарифов для конкретных потребителей в области? Как определяются все составляющие энерготарифов?
–Надо признать, что наши возможности влиять на уровень энерготарифов год от года сокращаются. В 2006 году, как и в 2005, тариф на электроэнергию для потребителей области будет слагаться из стоимости покупной электроэнергии на оптовом рынке (она определяется ФСТ), стоимости транспорта электроэнергии по сетям области (здесь ФСТ будет определять для нас «вилку», максимум и минимум), стоимости сбытовых услуг (определяются РСТ) и «федеральных составляющих» – абонплата РАО «ЕЭС России», услуги Центрального диспетчерского пункта ФОРЭМ и пр.
Если в 2005 году у нас кроме покупной энергии была и своя – от областных ТЭЦ, по которым мы проверяли все составляющие затрат, то теперь видимо вся электроэнергия будет для нас покупной. Все ТЭЦ области теперь вошли в состав отдельной генерирующей компании, которая всю вырабатываемую электроэнергию будет направлять на федеральный оптовый рынок.
Поскольку доля стоимости покупной электроэнергии в тарифе у нас более 60%, мы, конечно, не будем пускать процесс ценообразования на наших ТЭЦ на самотек и сейчас. Но, разумеется, возможности РСТ здесь будут ограничены. А вот тарифами на тепловую энергию мы будем заниматься более плотно, она ведь вся потребляется на месте.
Надо сказать, что генерирующая компания, которая поставляет как электрическую, так и тепловую энергию, очень заинтересована в увеличении сбыта тепла – это необходимое условие для снижения стоимости каждого киловаттчаса вырабатываемой электрической энергии и, соответственно, поддержания конкурентоспособности продукции наших электростанций на оптовом рынке.
Вероятно, потому заявка генерирующей компании по повышению тарифа на тепло на 2006 год вполне «скромная» и полностью укладывается в нормативы, установленные ФСТ.
Составляющая тарифа на электрическую энергию, определяющая затраты сетевых организаций, обеспечивающих передачу ее потребителям, у нас обычно чуть более 23%. Именно в ней «сидит» объем перекрестного субсидирования. Планируется, что для всех потребителей области (кроме населения) тариф на транспорт электроэнергии будет одинаковым, независимо от расстояния до узловых подстанций.
Сбытовые услуги обычно составляют около 3% общего тарифа, а абонплата и другие «федеральные факторы» – порядка 11%.
– Можно ли сейчас прогнозировать показатели изменения энерготарифов для отдельных категорий потребителей области? Когда будут утверждены конкретные значения тарифов на электрическую и тепловую энергию?
–Определить возможные значения тарифов по категориям потребителей сейчас очень сложно из-за наличия целого ряда составляющих, которые пока не известны. Мы полагаем, что ФСТ определится с ними только к середине октября. Нам останется 15-20 дней для того, чтобы установить точные значения по уровням напряжения и категориям потребителей в области.
Отмечу только, что никаких льгот для отдельных категорий потребителей мы не собираемся устанавливать. Исключение может быть сделано только для некоторых сельхозтоваропроизводителей.
– При максимальном повышении тарифа на тепловую энергию, разрешенном ФСТ в размере 17,5%, ОАО «Волгоградские коммунальные системы» подали вам заявку на повышение в размере 48%. Очевидно РСТ будет ограничивать чрезмерные аппетиты?
– Справедливости ради следует отметить, что «ВгКС» подавали свою заявку еще до того, как стали известны предельные значения возможного повышения тарифов. В связи с этим мы направили городской администрации и руководству «ВгКС» письмо с просьбой еще раз рассмотреть обоснования повышения тарифа и соответственно скорректировать заявку на 2006 год. Разумеется, выйти за пределы установленного тарифного коридора никому не удастся.
– Давайте вернемся к вопросу о перекрестном субсидировании, который очень волнует руководителей всех крупных промышленных предприятий области. Из-за того, что им приходится доплачивать за электроэнергию, потребленную населением, их затраты значительно возрастают, а продукция теряет конкурентоспособность на рынке. Каков сегодня объем перекрестного субсидирования в области? Каким он должен быть в следующем году?
– Может это и удивит вас, но точного объема «перекрестки» у нас в области не знает никто. Его размер в значительной мере определяется особенностями методики подсчета, которая постоянно претерпевает изменения. Очень многое зависит от подхода к отнесению затрат отдельных категорий потребителей к определенному уровню напряжения.
Сегодня у нас значительная часть затрат на содержание сетей высокого напряжения ложится на потребителей, подключенных на низком напряжении. С одной стороны, это правильно – энергия последовательно передается с высокого напряжения на среднее, а потом низкое и потребители, получающие свои 220 вольт должны частично оплачивать и расходы по сетям 220 киловольт.
Но с другой стороны, очень трудно определить их справедливую долю. Ведь на высоком напряжении существуют резервные линии и трансформаторы, соответствующая автоматика, обеспечивающие высокую надежность энергоснабжения металлургических, химических и прочих предприятий. Эта избыточность отражается в дополнительных затратах на ремонт и содержание.
Но она совершенно не нужна населению, которое, в крайнем случае, легко переживет эпизодическое отключение электроэнергии на 1-2 часа. Для промышленных гигантов же отключение энергии может вызвать огромные потери и убытки.
Вот и судите теперь, насколько обоснованы сегодня претензии руководителей промпредприятий, требующих чтобы население несло равные с ними затраты на поддержание надежности энергоснабжения.
Конечно, в любом случае «перекрестка» объективно существует и от нее надо постепенно избавляться. Но сначала надо определиться с методикой определения ее величины. И ликвидировать ее надо постепенно, с учетом роста финансовых возможностей населения. Иначе мы можем столкнуться с лавиной неплатежей.
С «перекресткой» борются по-разному. Есть опыт Москвы, где используется социальная норма потребления электроэнергии для населения. Укладываешься в эту норму – платишь за энергию по минимуму. Не укладываешься – платишь за превышение по экономически обоснованному тарифу.
Другой вариант – тарифное меню, когда при расходе, не превышающем определенной величины, оплата идет по льготному тарифу. Если расход больше первого порогового значения – платить за всю энергию придется больше. Самой высокой плата за электроэнергию оказывается у тех, кто потребляет больше второй пороговой величины.
Думаю, мы тоже могли бы использовать нечто подобное. Но что именно – решать не нам, а законодательной и исполнительной властям региона. Чтобы такое решение ускорить, мы обратились с письмами в Областную думу, к социальным службам.
Чем скорее этот вопрос удастся решить, тем меньше будет у нас в области объем «перекрестки», придавливающий промышленные предприятия.
|