GISMETEO: Погода по г.Волгоград
Поболеть за «Челси» можно и в шарфах от «Ротора»

Интересно, а как с этим делом на Западе? Сгонять бы на родину футбола и посмотреть «живьем» игру самой любимой в России команды английского чемпионата – «Челси». Увидеть все своими глазами.

Идея понравилась и моему товарищу Константину Костенко. Конечно, деньги оказались бы не лишними в семейном бюджете, но, все тщательно взвесив, и наконец-то поняв душу «профессионального» болельщика, моя супруга тихо вздохнула: «Езжай».

А вскоре нашли в столице фирму, занимающуюся частными турами в Англию, оформили документы и отправились на пять дней в Лондон. Надо сказать, что и в посольстве Великобритании нас не сразу поняли. Тратить солидные деньги ради футбольного матча между «Челси» и «Блэкберном»? Все равно, что двое британцев поедут в Волгоград взглянуть на встречу «Ротора» и «Спартака»… Но мы убедили их в истинном интересе к предстоящему матчу.

Остановились в столичной гостинице «Аверар». Места в «трехзвездочной» для нас уже были забронированы, как, впрочем, и билеты на предстоящий матч.

В первый же день не стали тратить время попусту, и пошли гулять по столице Туманного Альбиона. Надо сказать, что Лондон как раз и рассчитан на потоки туристов. Для них здесь предусмотрено все. Очень помогает в этом деле столичное метро. Кто сказал, что оно грязное? Такой чистотой и порядком могут похвастать немногие в Европе.

И вот настал день матча. На подступах к стадиону мы с Константином не обнаружили ни одного полицейского кордона. На футбол люди шли радостными, многие – целыми семьями, словно впереди их ждала долгожданная премьера концерта или открытие гастролей цирка. Тепло, плюс восемнадцать накануне ноября (вот, что значит Гольфстрим). Подошли к трибунам и не знаем, куда двигаться дальше. «Моя хелп ми», – пытаюсь объяснить ситуацию подошедшему к нам сотруднику стадиона. Тот, улыбаясь, берет нас чуть ли не за руки, и ведет к указанным в билетах местам. Ни чаевых, ни «откупных» за это платить никому не надо.

В районе стадиона не встретили никакой грязи, ни оберток, ни клочка бумажки, а уж тем более, жестяных банок и бутылок. Все аккуратно опускалось в урны, хотя здесь было немало мест, где люди могли бы перекусить. Даже обнаружили по соседству целую галерею кетчупов и соусов – бери бесплатно любой. Но на самом стадионе было еще стерильней. Чистота – неимоверная! Здесь не требовалось приносить с собой привычные нам газетки и тряпочки. Сел в удобное кресло – и получай удовольствие.

Цвет «Челси» – синий. Если вы одеты в красное или «окунулись» в другую палитру, будете здесь выглядеть «белой вороной». Когда я шел, то растянул для интереса в руках бело-голубой «роторовский» шарф. На лицах англичан читаю недоумение: мол, что за команда? Если она пробилась в премьер-лигу, то почему о ней никто не знает?

«Раша», – кратко поясняю. «О, – облегченно вздыхает прохожий и добавляет – Абрамович, гуд».

На огромном экране стадиона замелькали слайды из истории создания и становления клуба (ему уже более ста лет). Вышедший на импровизированную сцену ведущий хорошо поставленным голосом комментирует кадры. Его рассказ часто прерывается гулом одобрения трибун и взрывами смеха. Это настоящее предматчевое шоу. А сама встреча составляет единое целое, на которое с удовольствием идут и подростки, и великовозрастные леди, и богачи, и безработные.

На стадионе, вмещающем 42 000 человек, пустовало лишь несколько мест, и то – в спецложе для почетных гостей.

Кстати, в «ложе Абрамовича» мы насчитали около 20 кресел. Он сидел, как всегда, без галстука и в синей рубашке. Говорят, что каждый его приезд на матч своей команды сопровождается воем сирен и всполохами «мигалок». Надо сказать, что для большинства местных болельщиков Роман Абрамович и стал олицетворением России. Звуки «калинки-малинки», раздававшиеся над стадионом, посвящались, как мы поняли, исключительно ему.

Что поразило еще, так это «культура трибун», если можно так выразиться. Никаких «речевок» и «файеров», бешеных криков и прочих вольностей узколобых личностей. Самое «ругачее» слово, услышанное здесь, – «fool». Народ дружно пел песни, некоторые вставали и что-то скандировали, подбадривая игроков.

В перерыве мы успели выпить по баночке «спонсорского» пива «Будвайзер» и съесть по чисбургеру. Это удовольствие обошлось в четыре фунта стерлингов.

Увы, в тот день «Блэкберн» проиграл «Челси» со счетом 4:2. Правда, никаких стычек между противоборствующими сторонами болельщиков не произошло. Где же печально знаменитые английские футбольные вандалы-драчуны? По крайней мере, на поле «Челси» их никто никогда не видел. Говорят, таких – мизер, чтобы брать серьезно в расчет. Обычная шумиха бульварных газет.

Нас поразило другое: сорок две тысячи болельщиков покинули стадион за какую-то дюжину минут. Ни толчеи, ни давки — деловито и спокойно, как всегда.

Вместе с болельщиками мы дошли до станции метро «Фулхем». Именно здесь впервые увидели британскую конную полицию. Как и у всадников, на лошадиных головах были пристегнуты шлемы. Другая особенность: большинством в этом патрульном наряде были женщины. Они, собственно, разделяли потоки людей, идущих со стадиона. Откровенно говоря, c болельщиками «Челси» у них работы почти не было: ни подвыпивших, ни дебоширов в потоке не оказалось. Какой-то человек пытался что-то схохмить, прикинувшись пьяницей. Обрадовались: хоть один такой нашелся! Да, видно, рано. Выпивоха отряхнулся и пошел походкой трезвого человека.

Подойдя ко входу в метро, меня вдруг пронзило: как мы туда попадем, если у нас нет карточек? Решил объяснить ситуацию блюстителю порядка, быть может, пропустит и так? «Где можно взять билет?», – спрашиваю у него. «Они продаются на другом конце станции», – вежливо отвечает он. «Эскьюзми, – говорю ему. – Мы из России». «Но вы же из «Челси»? – уточняет полисмен, заметив нас в «синем» потоке. «Ес» – дружно отвечаем с Костей.

«Но проблем», – говорит блюститель порядка и вызывает по рации… кассиршу из метро. Та приходит и обилечивает нас. Мы в шоке…

На следующий день отправились осматривать товары «Стэнфорд бриджа». Фешенебельный магазин является собственностью этого спортивного клуба. Именно здесь и игроки «Челси», и их многочисленные поклонники обзаводятся всем, что несет на себе отпечаток столь известного в мире футбольного бренда: от швейных ниток до ультрамодных машин. Причем, без какого-либо подвоха или подделки под «фирму». Именно то, что носят сами игроки, на чем ездят и спят, что едят и что читают. Один к одному. Например, куртка, в которой ходит главный тренер команды Жозе Мауриньо ничем не отличается от тех, что висят на плечиках в демонстрационных залах. Или бутсы самого Уильяма Галласа – вот они, можете купить.

Что касается цен, то они выглядят так: фирменный шарф, к примеру, стоит три фунта стерлингов; форма (без обуви) – от пяти до восьми фунтов; лезвия бритвы – от 1,5 до 2 и так далее. Покупателей здесь всегда много. Заказ тут же заносится в компьютер, а затем его доставляют по автоматизированной линии.

Касс в торговом зале много: 15-20. Только «перебор» покупателей на одной, как тут же звенит «блюм-блюм» и приятный женский голос приглашает стоящих в «хвосте» пройти к только что открывшемуся кассовому аппарату.

Теперь о том, что запомнилось еще, помимо матча. Первое – то, как одеты люди на улицах Лондона. Народ одевается так, словно собирается выехать на пикничок в горы, а в этой ситуации лучше подумать об удобстве своей обуви, нежели об эффекте, который способны произвести вы на окружающих.

За несколько дней успели побывать во многих местах: Тауэр, Трафальгарская площадь, Биг-Бен, смена караула. Посмотреть на последнее собралась огромная толпа. Ничего не видно, каждый норовит выбрать место получше. В общем, порядка здесь оказалось намного меньше, чем на стадионе. А шли сюда аж три километра.

Очень понравился «Лондонский глаз». Так называют здесь «чертово колесо». Полчаса с высоты полета птиц мы осматривали панораму британской столицы. Затем спустились на землю и поспешили в ближайший паб. Англичане говорят, что только здесь вы и познаете душу Лондона. Решили проверить. Действительно, любимое народом место. Местных отличить просто: они сидят с одним бокалом. В каждом пабе, кстати, 12 разливных пивных автоматов. Все всегда свежее. Три сорта эля (красное пиво), «Гиннес» и т. д. Вкус – непередаваем. Мне нравились сорта терпкие, с горчинкой, густые и не так сильно газированные. Пена, толщиной с палец, держится до конца.

Пинта янтарного напитка стоит около трех фунтов. На закуску обычно выбирают картофель «фри», солидный кусок (филе) морской рыбы, тушеный баклажан и соусы. Такой заказ «потянет» на три фунта, а с хорошим пивом - на пять дороже.

Разъезжали по столице, в основном, на автобусах. Город буквально опутан сетью так называемых «дабл деккер» («двухэтажниками»). Стоимость проезда в них 20 фунтов. Кто хорошо знает их маршруты, тому и гид не нужен. Съездил по одному маршруту, потом сел на другой автобус по одному и тому же билету – и так целый день. Очень удобно и экономно.

Кстати, мы с Константином потратили уйму денег, пока не воспользовались этой системой. Однажды мы прокатали так пять часов – и ничего, лишь слегка устали.

Таким образом, мы успели побывать в музеях мадам Тюссо и Шерлока Холмса, заскочить в магазин-галерею «Битлз», погулять по богемному району Сохо. И кто сказал о нем, как о районе «красных фонарей»? Вранье. Пришелся по душе и Гайд-парк. Все бегают, парни ездят на велосипедах и мотоциклах, кстати, в шлемах, никому не мешая. Тогда и пришли к мнению, что лучшего кандидата на проведение очередной летней Олимпиады, чем Лондон – и быть не могло. На то, чтоб понять это, нам хватило пять дней…



Награда конкурса  «Электронный Волгоград-2004»
Главная | История | Даты | Путеводитель | Галерея | Статьи | Архив | Ссылки | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования