Агентство по страхованию вкладов возвращает деньги вкладчикам Волго-Дон банка
Выплаты страхового возмещения вкладчикам ОАО «Акционерный Коммерческий Волго-Донской инвестиционный банк» (Волго-Дон банк), у которого в конце августа 2007 года была отозвана лицензия, начались 12 сентября. Общая сумма страховых выплат составит около 30 млн. 225 тысяч рублей.
Об этом сообщил волгоградским журналистам на пресс-конференции 12 сентября директор департамента организации страхования вкладов Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) Алексей Абрамов.
По его словам, в настоящее время в Волго-Дон банке работает временная администрация, состоящая из сотрудников Банка России и АСВ. В ее задачи входит оценка общего финансового состояния банка и его ликвидных активов.
В зависимости от размера активов на заседании арбитражного суда, которое может состояться в начале октября, будет принято решение о судьбе Волго-Дон банка: если его активы достаточны для расчета со всеми кредиторами, банк будет ликвидирован, а если нет – его объявят банкротом.
После объявления о банкротстве начнет работать конкурсная комиссия, цель которой – превращение в деньги всех имеющихся активов и имущества банка и распределение этих денег между кредиторами.
Впрочем, интересы большинства вкладчиков Волго-Дон банка эти процедуры не затрагивают – они получат назад свои вклады и даже проценты по ним, накопившиеся на дату отзыва у банка лицензии.
В своем выступлении на пресс-конференции господин Абрамов постарался ответить на три «типовых вопроса», которые, по его мнению, больше всего волнуют вкладчиков банков: вернут ли им деньги, хватит ли денег на всех, и когда будут произведены выплаты.
Все вкладчики – физические лица – получат свои вклады независимо от финансового состояния их банка. Выплаты им будут произведены не позже, чем через 14 дней после отзыва у банка лицензии.
Другой вопрос – кто сколько получит. В начале 2004 года все вкладчики могли получить от АСВ при наступлении страхового случая не более 100 тысяч рублей независимо от суммы вкладов и их количества. В августе 2006 года компенсация вкладчикам была увеличена до 190 тысяч рублей.
А с марта 2007 года она возросла до 400 тысяч. По утверждению Алексея Абрамова, 99% всех вкладов граждан в российских банках не превышают указанной суммы.
Однако в расчете компенсации есть определенные тонкости: вкладчик может получить все 100% своего вклада и набежавшие проценты (на дату отзыва лицензии) только в том случае, если их сумма не превышает 100 тысяч рублей.
Если же она больше, то выплата составит 100 тысяч рублей плюс 90% от всего остального. Но опять таки, при условии, что общая сумма вклада или нескольких вкладов с процентами не превышает 400 тысяч рублей.
Как говорит Алексей Абрамов, это сделано специально для того, чтобы вкладчики понимали свою ответственность за выбор банка и в какой-то степени делили риски с другими его клиентами . Речь идет, прежде всего, о юридических лицах – клиентах банка, у которых депозиты и остатки на счетах никем не застрахованы.
Надежда на получение суммы вклада сверх 400 тысяч и недополученных 10% от того, что сверх 100 тысяч рублей, у потерпевших вкладчиков остаются. После того, как конкурсный управляющий банка превратит все его активы и имущество в деньги, начнется раздача их кредиторам, среди которых первыми по очереди являются вкладчики-физические лица. Тогда-то они и смогут получить все, что им причитается. Правда, при условии, что денег для них хватит.
Выплата денег в установленных пределах для всех вкладчиков банков, потерявших лицензии гарантирована. По словам Алексея Абрамова, на счетах АСВ сегодня более 53 млрд. рублей. А вернуть вкладчикам Волго-Дон банка предстоит всего лишь около 30 млн.
К тому же общее количество страховых случаев весьма невелико: за весь период существования АСВ их было 18. При этом 22,6 тысячи человек получили возможность вернуть 307 млн. рублей.
Выплаты денег вкладчикам банков-банкротов, как правило, растягиваются примерно на 1,5 года – до завершения конкурсного производства. В этот период можно предъявлять свои претензии и получать назад вклады и проценты по ним. Деньги можно получить и после этого срока, если представить АСВ заявление с объяснением причин задержки с востребованием вклада.
Для возврата своих вкладов и процентов по ним вовсе не обязательно являться лично в банк, уполномоченный АСВ (в случае с Волго-Дон банком в этой роли выступает МДМ-Банк). Заявления о выплате возмещения можно направлять и почтой.
В этом случае подпись вкладчика на заявлении должна быть нотариально удостоверена, а к заявлению должны быть приложены копия паспорта и информация о счете в каком либо банке, на который следует перечислить вклад и проценты.
Из истории с Волго-Дон банком, лишившимся лицензии на осуществление банковских операций в связи с нарушением закона о контроле за отмыванием «грязных денег», можно сделать определенные выводы.
Для вкладчиков-физических лиц, видимо, очень важно быть осмотрительными и не доверять сумм, превышающих 100 тысяч рублей, банкам, «у которых нет ничего за душой» (речь идет об активах и имуществе). А именно такие банки проводят агрессивные рекламные кампании и предлагают очень привлекательные условия по размещению вкладов.
Еще более осмотрительными следует быть юридическим лицам – ведь их депозиты и остатки средств на счетах не страхуются.
Большой интерес у представителей СМИ вызвало выступление президента РусЮгБанка, заместителя председателя Ассоциации коммерческих банков Волгоградской области Татьяны Гунькиной.
Татьяна Григорьевна отлично понимает, что случай с Волго-Дон банком больно бьет и по репутации других волгоградских банков. И, конечно, отзовется на темпах прироста вкладов населения.
По мнению госпожи Гунькиной, Волго-Дон банк работал в целом неплохо, и отзыв лицензии у него никак не связан с его финансовым состоянием. Похоже, банк подвели некоторые его клиенты, средства которых имели криминальное происхождение. Из этого «негатива» волгоградские банки делают выводы. В частности, принимают все меры для того, чтобы поскорее избавиться от подобных клиентов.
Но беда в том, что закон не дает им на это права, а «подозрительные клиенты» зачастую просто переходят из банка в банк. В ситуации, когда контроль за происхождением средств клиентов ужесточается, банки оказываются просто «крайними». И, естественно, их риски и риски всех клиентов существенно возрастают.
В связи с этим, по мнению Татьяны Гунькиной, контролирующим инстанциям и Правительству не следует возлагать всю ответственность за финансовые операции таких клиентов только на банки. Для борьбы с «отмыванием грязных денег» необходимо использовать и другие методы борьбы помимо отзыва банковских лицензий.
Анатолий КОШКИН
|