|
Евгений ИЩЕНКО: «БУДУЩИЙ ГОД БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ УХОДЯЩИЙ»
Что и говорить, куда лучше и веселее пляшется под елкой, когда нет жгучего желания забыть уходящий год, как кошмарный сон, а на новый – не возлагается мистических, а потому – изначально сомнительных надежд. Куда основательнее тосты, если за спиной – дебет, сведенный с кредитом, а впереди – солидный бизнес-план, сверстанный не на песке, а на заложенном вчера фундаменте.
Мэр Волгограда Евгений Ищенко убежден, что последнее – как раз про возглавляемый им город.
- Какой год провожаем, Евгений Петрович? Удачный или не особенно?
- Удачный. Конечно, при всей относительности такого рода оценок: понятно, что было за двенадцать месяцев всякое: и промахи, и обманы. Но если взвесить все на аптекарских весах, то получается, что для Волгограда 2005-й был совсем даже неплохим годом. Могу доказать.
- Обратимся к цифрам?
-И к памяти тоже неплохо бы. Ведь жизнь оценивается в динамике. А динамика у нас уже два года – положительная. Пришел я на хозяйство, напомню, в сентябре 2003-го. Что было? Исполнение бюджета – 84 процента. При этом долги и самого города, и всевозможных МУПов – около 2 миллиардов – почти половина бюджета. То есть Волгоград ускоренным шагом шел прямиком к банкротству. Коммунальщики не получали зарплату 3-4 месяца, учителя – 2-3. Да и общее настроение тогда было тягостное. Безнадега такая, ощущение огромного кома не решаемых проблем, давящего на плечи. Это я не только про свои ощущения говорю, у многих было такое скверное чувство, что город сползает в какую-то яму. Ничего не ремонтируется, ничего не обустраивается, все ветшает, денег в казне – кот наплакал.
Сегодня, нет уже такой депрессии. Другое дело, что и чепчики в воздух бросать пока еще несколько рановато. Однако ж, облачаться в траур и «надевать» на лицо постную мину тоже не по сезону – слава Богу, проехали. Часть долгов нам удалось отсрочить, часть – оспорить по суду, доказать, что они были навешаны на город незаконно. К сожалению, совсем без долгов жить не получается, но, что важно, теперь мы занимаем и меньше, и под куда меньшие проценты. В 2003-м банковские кредиты привлекались под 20-25 процентов годовых, а уже в 2004-м – под 14-15. А в уходящем году мы выпустили муниципальный заем всего под 9,5 процента. Заняли 450 миллионов, хотя могли бы разместить и на миллиард – наши ценные бумаги пользуются спросом. Но мы всегда помним, что занимаешь чужие на время, а свои отдаешь навсегда. Поэтому в долги залезаем лишь в крайнем случае или когда речь идет о быстроокупаемых проектах.
- В 2005-м Волгоград поддержал почин России, и сделал профицитный бюджет…
-Условия, в которых верстали и исполняли бюджет мы и федерация, разнятся, как небо и земля. В федеральный бюджет изначально было заложено превышение доходов над расходами, поскольку в Москве явно не знают, что делать с шальными нефтедолларами. А при этом еще центр из года в год забирает себе все больше налоговых поступлений у регионов. В результате деньги там складывают в кубышку. Благо теперь президент заставил эту кубышку приоткрыть и запустить четыре национальных проекта.
У нас же каждый новый бюджет – это как продразверстка. Москва забирает все больше доходов у регионов, в частности, у Волгоградской области, а та, в свою очередь, не находит ничего лучше, как экспроприировать Волгоград. Порочный круг, который надо было разорвать еще много лет назад. А мы все кружим по нему, как ненормальные. Так что у нас бюджет-2005 принимался с дефицитом в 10 процентов. То есть мы не знали, как профинансировать десятую часть необходимых расходов – нам в очередной раз уменьшили налоговые доходы. Оставалось одно – изворачиваться ужом, искать деньги, зарабатывать. И извернулись-таки, заработали. Денег хватило не только на плановые расходы, но и еще чуть сверху вышло. А область так и заканчивает год с дефицитом.
- Это злорадство?
-Злорадствовать нет смысла – в одной лодке сидим. Надо работать над тем, чтобы финансовый пирог наш прирастал. Есть такие возможности – Волгоград это доказывает. Областная власть может и сама поднажать в деле увеличения бюджетных доходов, и районы с городами подстегнуть. Ведь не секрет, что многие администрации сельских районов уже прочно освоились с ролью нахлебников – не утруждают себя поиском средств, рассчитывают на то, что областная власть помереть не даст, уж минимумом обеспечит. Самое печальное, что резон вести себя так у селян есть – ведь у них перед глазами примеры – как у тех, кто начинает больше зарабатывать, тут же больше и отбирают.
По прогнозам, в будущем году мы соберем 25,4 миллиарда рублей налогов – это на 16,5 процента больше, чем в 2005-м. А останется нам, по новым нормативам, только 3,5 миллиарда – на полмиллиарда меньше, чем в году уходящем. И то благодаря тому, что нам удалось в упорной борьбе добиться повышения городской доли в налоге на доходы физических лиц по сравнению с первоначально определенной губернатором. А между тем, в 2006-м мы лишаемся своей доли в таком важном налоге, как налог на прибыль предприятий – он будет идти только в федеральный и областной бюджеты. Нам, кроме НДФЛ, остаются налог на имущество физических лиц, земельный налог, арендные платежи и ряд мелких сборов. В целом, мы все равно получаемся в минусах, и снова надо будет рыть носами землю в поисках средств.
- Ну, по крайней мере, вы уже знаете, где рыть…
- Прежде всего, это, конечно, борьба с зарплатами в конвертах, вывод их из тени. И при мэрии, и в районах созданы комиссии, на которые в этом году уже вызывались тысячи руководителей предприятий. Работа трудная – заставить людей платить налоги, но результат налицо – средняя зарплата в Волгограде за год выросла на 28 процентов. Это вдвое больше, чем в целом по России – именно за счет того, что часть денег из конвертов перекочевала в ведомости. Но немалая часть еще в конвертах остается, так что резервы есть. Фактически, мы выполняем роль добровольных помощников налоговой службы – у нее до средних и мелких предприятий просто часто руки не доходят. Кстати, даже Николай Кириллович Максюта регулярно ставит нас в пример другим городам и районам по этому вопросу.
- А вы говорите не учится область на вашем опыте…
- Дело в том, что одних призывов работать лучше мало. Это нам исчерпывающе доказал еще развитой социализм. Нужно заинтересовать в работе. Глава сельского района или города должен быть уверен, что если он перевыполнит план, то это пойдет на пользу его району или городу, а не дяде. Слава Богу, первый шаг в этом направлении сделан с появлением в области в нынешнем году фонда стимулирования муниципальных образований – теперь часть сверхплановых доходов от НДФЛ остается там, где эти деньги собраны. Опять же спасибо депутатам облдумы – на будущий год доля эта увеличена до 60 процентов. Но это, повторяю, только первый шаг – он не устраняет существующий перекос, а только немного корректирует его. Мы в городе взяли и отдали деньги районам. Заработало! Это, в том числе, помогло нам справиться с бюджетом-2005.
- То есть вы на своем уровне разорвали порочный круг.
- Да, если хотите. При том, что у городских районов, по закону, нет своих бюджетов, есть только сметы – вроде бы, сам Бог велел давать деньги централизованно. И действительно, так и было. Отношения строились, как теперь, на уровне области – где-то 70 процентов средств составлял собственно городской бюджет, и лишь 30 – сметы районов. Мы изменили соотношение на 40 к 60. Заключили с районами соглашения, по которым департамент финансов перечисляет им деньги строго в той пропорции, в которой там собираются налоги и сборы. Соответственно, большая часть сверхплановых доходов также остается в распоряжении районных глав. Вот результаты – четыре района (то есть, половина от всех) планы перевыполнили. Это Тракторозаводский, Центральный, Дзержинский и Красноармейский. Два района планы выполнили – Краснооктябрьский и Советский. Ворошиловский почти выполнил. Провалил задания только Кировский район. Отчасти, это, конечно, можно объяснить проблемами на «Химпроме». Но в целом, мы получили весомый критерий для оценки работы районных глав. Из него и будем исходить. Кстати, нашим опытом заинтересовались, многие города в следующем году собираются им воспользоваться.
- Кто рассказал?
- Мы регулярно встречаемся с коллегами в рамках Конгресса муниципальных образований, Ассоциации крупных городов и столиц. Странно, кстати, что этим объединениям уделяют так мало внимания в прессе – там возникают и обкатываются очень интересные идеи. Сейчас рабочая группа, в которую вхожу и я, разрабатывает целую серию поправок к федеральному законодательству – к 131-му закону (о местном самоуправлении), Бюджетному и Земельному кодексам… Еще и поэтому я склонен встречать Новый год с оптимизмом. Надеюсь, что наши инициативы примут, и жить муниципалитетам станет полегче.
- Раз уж речь зашла о крупных городах России, где в их рядах Волгоград? В авангарде?
- К сожалению, пока в середнячках. Точнее, мы чуть получше среднего уровня. Есть, куда расти и кому завидовать. Вот недавно был в Красноярске – население на 70 тысяч меньше, чем в Волгограде, а бюджет – почти втрое больше нашего. Ну, естественно, надо делать поправки на сибирские затраты – их «коммуналка» куда дороже нашей, но дело не в этом. Дело в том, что потенциал Волгограда не меньше красноярского. А я считаю, что и больше – взять хотя бы наше географическое положение на пути Север-Юг. Вывод один – работать надо. Значит, будем работать. Ключевое слово здесь – «инвестиции». О них так много говорили и так мало видели, что слово превратилось в какой-то сказочный образ. Но эту сказку можно и нужно сделать былью. В уходящем году объем инвестиций в экономику Волгограда вырос на 44 процента – спасибо, прежде всего, комитету по внебюджетной политике и инвестиционным строительным программам. Этим же комитетом разработан целый комплекс масштабных проектов, выгодных как городу, так и инвесторам. Самый объемный – строительство нового торгового порта в районе Татьянки. Часть этих проектов мы предложили вниманию участников состоявшегося этой осенью в Волгограде Международного инвестиционного форума. В наступающем году рассчитываем на отдачу.
- С запуском президентских национальных проектов в моде снова бюджетные инвестиции в человека…
- Да, и мы делаем все, чтобы как можно больше из этого дождя нефтедолларов пролилось на волгоградцев. Да и сами вносим свою лепту, хоть бюджет у нас по-прежнему больше выживания, чем развития. Так, на будущий год мы планируем потратить вдвое больше, чем в нынешнем: на приобретение медоборудования, на капремонт школ и больниц. Мы впервые за многие годы начинаем целенаправленную замену школьной мебели, оборудования школьных кухонь. Словом, Дед Мороз принесет бюджетные рубли туда, где их уже давно не видели. Само собой, будет продолжаться компьютеризация школ, оснащение их спортинвентарем. Будущий год, как и уходящий, станет и годом массового ремонта кровель – мы собираемся за несколько ближайших лет решить проблему текущих крыш в Волгограде. Дороги, боль наша… С количеством отремонтированного полотна у нас уже неплохо, хоть область и недодала нам денег на эти цели. Задача следующего года – добиться, наконец, перелома в качестве дорожных работ.
Дворы, спортплощадки – все по плану. Наши проекты, конечно, поскромнее президентских, но зато каждый рубль в них буквально выстрадан, смочен потом. Что и говорить, дорого нам достаются наши бюджетные деньги, но на дорогое и тратим – на людей. В будущем году постараемся потратить больше – больше не только, чем в уходящем, но и чем запланировали.
Верю – если будем очень стараться, нам обязательно повезет. Так что будем стараться, земляки.
С наступающим вас!
Интервью подготовлено пресс-службой администрации Волгограда
|
|