Проблемы автономными установками не решить
– Павел Петрович, руководители промышленных предприятий утверждают, что у вас слишком дорога тепловая энергия. Они строят собственные котельные, чтобы иметь более дешевое тепло. Вам не кажется, что ситуация с тепловой нагрузкой ваших ТЭЦ, в частности, в Волжском, приобретает катастрофический характер?
– Особенность ТЭЦ в том, что количество вырабатываемой электрической энергии прямо связано с отбором тепла от нее – чем больше тепла забирают потребители, тем больше энергии дает станция, и тем эта энергия дешевле. Понятно, что нам выгодно, когда потребление тепла велико и стабильно. До недавнего времени у нас, в Волжском, около 60% всего тепла от ТЭЦ круглогодично забирали промышленные предприятия, а 40% поступало зимой на отопление жилья. Ныне соотношение обратное, что резко увеличивает влияние сезонности на показатели работы станций и в целом значительно их ухудшает. Появление собственных котельных на некоторых заводах дополнительно уменьшает тепловую нагрузку ТЭЦ. Конечно, эта тенденция нас не радует. Мы неоднократно пытались остановить отдельных руководителей предприятий, которые пошли по этому пути. Погнавшись за сиюминутными выгодами, они потеряют в ближайшем будущем. Я убежден в том, что котельные предприятия в Волжском рано или поздно будут остановлены.
Мы не можем остановить рост тарифов на энергию – она дорожает вместе с топливом, которое нами используется. А топливо составляет 78% в себестоимости вырабатываемой энергии. Однако мы можем притормозить рост тарифов, если будем действовать сообща с промышленными предприятиями и властями. Причем в большей мере, нежели это могут сделать предприятия на своих котельных.
Строительство котельных обходится недешево. Их владельцы пока не понимают эфемерность своего сиюминутного выигрыша. Ведь им теперь придется заботиться о бесперебойных поставках газа (зимой, в сильные морозы, его подачу могут ограничивать, а то и вовсе отключать), о запасах резервного топлива, о надежности теплоснабжения и подготовке кадров…
Уменьшение отбора тепла от ТЭЦ приводит к ухудшению их экономических показателей, снижению выработки электроэнергии и ее удорожанию. А ведь именно эти показатели используются региональными регуляторами при расчете тарифов на электроэнергию на очередной год. Значит, выиграв сейчас на стоимости тепла, предприятия, построившие котельные, потеряют завтра на стоимости электроэнергии.
– Как же быть в нынешней ситуации, когда высокие энерготарифы снижают конкурентоспособность продукции предприятий региона и делают их инвестиционно не привлекательными?
– Во всяком случае, не разрушать централизованную систему теплоснабжения отдельных городов. Ну, поломаем мы ее в Волжском, остановим ТЭЦ. А как отапливать жилые дома? Кто построит в городе котельные и за какие деньги? Какой станет тогда экологическая обстановка и сколько придется платить жителям за отопление и горячую воду?
Между прочим, сегодня в Волжском, где теплоснабжение централизовано, отпускная цена тепловой энергии составляет 322 руб. за Гкал. А в Волгограде, где квартиры отапливаются от котельных – 600 руб.
Когда в США остро встал вопрос о снижении затрат топлива на выпуск товаров, там перешли на централизованное теплоснабжение. И задумались о внедрении энергосберегающих технологий в промышленности. У наших заводов в этом плане резервы огромные – по экспертным оценкам, даже сравнительно небольшие затраты на энергосберегающие мероприятия могут дать до 30% экономии энергии.
И в региональной энергетике, в этом плане, есть над чем работать: модернизация ТЭЦ с переходом на парогазовый цикл обеспечит повышение КПД с нынешних 38 до 51%. То есть значительно более эффективное использование топлива. На данном этапе, поднимая энергетику на современный уровень, выгодно именно модернизировать энергетические установки, а не строить их заново. Если создание с нуля 1 квт генерирующей мощности сегодня обходится в $1200, то модернизация существующих энергетических установок, с использованием имеющихся площадок, зданий и коммуникаций – только $400. С учетом этого нами прорабатывается ТЭР по опыту Волжской генерации.
Надеемся, что с модернизацией помогут наши акционеры. Напомню, что у нас среди них находится такая компания, как «ЛУКОЙЛ», которая, как известно, не только производит мазут, являющийся сегодня резервным топливом для нас, но и попутный газ. В его утилизации на электростанциях нефтяники очень заинтересованы.
– Вероятно, и власти должны всерьез заниматься стратегическими проблемами обеспечения энергией городов и регионов? Есть ли у нас в области тому примеры?
– В качестве примера могу привести город Волжский, где разрабатывается концепция развития энергосбережения до 2015 года. Она содержит прогнозы изменения тарифов на энергоносители и электрическую энергию, перспективы потребления энергоресурсов промышленным комплексом города и его собственной инфраструктурой, оценки энергетических потребностей, а также пути решения возникающих проблем.
Именно так следует подходить к обеспечению энергетической безопасности и администрациям городов, и региональным властям, и государственным органам на уровне Федерации. Сообща следует определять цели и задачи развития территорий, оценивать возможные варианты решения проблем.
– А как сегодня совместить интересы энергетиков и промышленных предприятий? Как заинтересовать потребителей тепловой и электрической энергии в ваших услугах?
– Мы прорабатывали эти вопросы в своей компании. Решающую роль здесь могут сыграть законы рынка. Кто сегодня конкурирует с нами по производству тепловой энергии? Всевозможные котельные. Чтобы вытеснить их с рынка, необходимо продавать тепло по цене, несколько меньшей, чем у них. И при этом освободить потребителей от хлопот и забот, связанных с содержанием собственных энергетических установок, обеспечить более высокую надежность теплоснабжения.
Так мы и намерены поступить. Это только на первый взгляд может показаться, что нам не выгодно снижать тарифы на тепло. Выгодно! Мы сегодня делаем тепловую энергию нашим главным продуктом, а электроэнергию – побочным. Раньше было наоборот. Но электроэнергию можно купить везде и доставить издалека. А вот тепловую энергию в Кузбассе не купишь, ее нужно производить на месте.
Коль скоро тепло – наша основная продукция, надо всемерно заинтересовать потребителей в его приобретении у нас. В прошлом году при поддержке областной администрации мы пошли на введение двухставочного тарифа на тепловую энергию. Его смысл сводится к следующему: все тепло, которое потребитель забрал сверх того, что потребил в предыдущем году, он оплачивает по цене на 30% дешевле установленного тарифа – т. е. фактически по стоимости топлива. Такое стимулирование дополнительного потребления тепловой энергии оказалось очень эффективным. Например, «Химпром», «Волгограднефтепереработка» после перехода на двухставочный тариф внесли существенный вклад в увеличении тепловой нагрузки наших ТЭЦ.
А это значит, что электростанции стали лучше использовать топливо, и вырабатываемая ими энергия стала дешевле. Дополнительным стимулом для потребителей, забирающих много тепла, стало у нас и подключение их к шинам станций. Здесь и электроэнергия для них оказывается существенно дешевле, чем из других источников хотя бы потому, что им не нужно платить за ее транзит по региональным сетям и, соответственно, не нести бремя «перекрестного субсидирования».
Еще один «рыночный ход» – мы избавились от посредников, торговавших ранее тепловой энергией. Работники «Муниципальных тепловых сетей» стали сотрудниками нашей компании. Здесь не только исключение дополнительных «накруток» на цену энергии. Главное – нам теперь не все равно, сколько энергии теряется за воротами ТЭЦ по дороге к потребителю. Дело не только в восстановлении изоляции теплопроводов. Важно поддерживать нормальные режимы их функционирования, своевременно производить их наладку. Только благодаря этому можно сократить потери тепла.
Еще одна наша важная забота: найти новых потребителей тепловой энергии. Мы ведем переговоры с мэрией Волгограда о том, куда мы могли бы подавать тепловую энергию. Она наверняка будет дешевле строительства котельной в микрорайоне Спартановка, где тепла сегодня недостаточно для удовлетворения нужд жителей. Есть в Волгограде и другие микрорайоны, где мы могли бы отапливать жилые дома. Это может принести выгоды и нам, и администрации Волгограда, и жителям города.
Думаю, что все принимаемые нами меры дадут хороший результат.
|