«Облдуме следует определиться с нормами потребления электроэнергии»
И только в прошлом году с перестройкой системы госрегулирования (установление предельных уровней роста, прогноз на несколько лет, изменение методики расчета) ситуация начала выправляться.
Реально ли в один миг отказаться от перекрестного субсидирования в Волгоградской области? Нет.
РСТ устанавливает тарифы в рамках предельных уровней: правительство и федеральная служба по тарифам (ФСТ) «спускают» нам сверху уровни минимального и максимального изменения среднеотпускного тарифа и тарифов для населения. Установить цены вне этих коридоров РСТ не может, постановление тут же будет отменено.
На 2006 год рост тарифа для населения, по прогнозам, предусмотрен минимально от 8% до (максимум!) 25%. А что бы отказаться от перекрестного субсидирования, как предлагают промышленники, тариф нужно увеличить на 250%. Так какой смысл сегодня говорить об отмене перекрестного субсидирования, если такие действия фактически вне закона?
Процесс снижения нагрузки на промышленный сектор уже идет. Если в тарифах на 2005 год объем перекрестного субсидирования составлял 2,7 млрд рублей, то на будущий год, по расчетам, он не превысит 2,5 млрд рублей. Медленные темпы? Быстро не получится: ФСТ рекомендует «сохранить принцип формирования тарифов для населения на 2006 год с ростом не более 25%». Потребители Волгоградской области будут платить экономически обоснованные цены для каждой группы только спустя 4-5 лет, при условии, что РСТ каждый год будет устанавливать тарифы для населения по максимуму.
А вообще, РСТ всегда шла навстречу разумным предложениям и просьбам промышленников, проводя политику сдерживания тарифов для крупных потребителей. На протяжении многих лет для энергоемких предприятий устанавливались особые, сниженные тарифы. В начале выделялась энергоемкая группа, которая имела тарифы со скидкой до 30%, в настоящее время выделена базовая группа потребителей, тарифы на электроэнергию у которых ниже до 20%. А в 2004 году тарифы для крупных потребителей практически оставались без изменения. Кроме того, основные предприятия уже вышли на ФОРЭМ, где электроэнергия дешевле, или образовали простые товарищества с энергетиками.
Тарифы в 2005 году выросли значительнее, чем в последние годы – в среднем на 22%, но они ведь увеличились не только для промышленников – для всех. И на кого прикажете переложить долю непотопляемого пока перекрестного субсидирования, которая заложена в тарифы промышленников: на сельхозтоваропроизводителей, на бюджетные организации, на мелкий бизнес?
Действительно, реальный выход для сокращения перекрестного субсидирования – это дифференциация тарифов для населения по нормам потребления или по уровню доходов. РСТ однажды уже делала попытку установить дифференцированные тарифы, они были отменены как незаконные. Поэтому в этом вопросе нужно идти другим путем: сначала законодательному органу необходимо определиться с обоснованием норм потребления или проработать вопрос, кого считать состоятельным, а кого бедным. И только потом РСТ сможет провести дифференциацию самих тарифов.
|