|
Царицын стал пуще Азова
Во время пребывания купца Котова в Царицыне воеводой в нем был князь Гагарин
Никита Никитич, единолично осуществлявший все административные, военные,
финансовые и судебно-правовые функции. При воеводе существовала воеводская
канцелярия, называвшаяся тогда «съезжей избой», в его ведении находились
таможня, «столы», занимавшиеся раздачей денежного и хлебного жалованья служилым
людям. В «съезжей избе» воевода заслушивал доклады своих подчиненных, донесения
стрельцов о положении в казачьих городках, допрашивал пойманных атаманов
вольницких ватаг.
Царицын приобретал все большее значение для растущего и крепнущего Русского
государства. Опираясь на него, Московское правительство проводило свою политику
колонизации и освоения всего Понизовья, богатого, но еще не обжитого района.
Город закрывал все выходы на Волгу и с Волги на крепкий замок. О роли
Царицына как надежного стража на юго-восточных окраинах говорится в челобитной
очередного воеводы князя Льва Волконского, поданной царю в 1632 г.: «…А на
Царицыне де, государь, они, воровские казаки, хвалятся и хотят, пришед, город
зжечь и людей побить за то, что де, государь, им, воровским казакам, от
царицынских служилых людей чинитца теснота великая, везде де их казаков на
переходех побивают, и в языцех емлют, и приводят на Царицын. И Царицын де,
государь, им, воровским казакам, стал пуще Азова, нигде де им от царицынских
служилых людей з Дону на Волгу, а с Волги на Дон переходов нет».
Действительно, для донской и волжской казачьей вольницы он стал «пуще Азова», то
есть примерно таким же препятствием, как и турецкая крепость Азов на пути
казачьих стругов. Воевода Волынский с беспокойством сообщал царю о
малочисленности гарнизона, вследствие чего осложнялось выполнение возложенных на
город задач. Тревога его была вполне обоснованной. Из 300 стрельцов и пушкарей и
50 годовальщиков, числившихся в крепости, 100 из них в течение нескольких
месяцев в году занимались ломкой кирпича на Ахтубе, на развалинах
золотоордынских городов. Годный кирпич шел на строительство кремля в Астрахани.
Кроме того, необходимо было продолжать внимательно следить за степью и вести
разведку в казачьих городках на Дону и по его притокам — Хопру, Медведице,
Иловле. В степь и по правому берегу Волги регулярно высылались конные разъезды
«…для проведывания всяких вестей… про донских казаков, куды их з Дону
чаять походу, и про всякие вести, проведывать всякими мерами накрепко, чтоб
однолично у меня, холопа твоего, на Царицыне с Дону всякие вести были
ведомы».
Волконский в январе 1632 г. посылает на Дон стрельцов Василия Угрюмова,
Федора Волдыря и Никиту Ефремова для сбора сведений о турецком гарнизоне в
Азове, о намерениях крымских татар, о замыслах казачьей вольницы. Уже в феврале
лазутчики сообщили воеводе, что на Дону в городках от Куншака до Голубой
собирается казачья ватага в 600 человек, к ней присоединяются голутвенные казаки
из других мест. Ватага готовится к походу на Волгу для разбойных нападений на
торговые суда и караваны. Получаемые сведения Волконский немедленно передавал в
Москву, а также информировал о событиях на Дону черноярского воеводу Леонтия
Бунакова и астраханского воеводу Ивана Салтыкова.
В XVI—XVII вв. Царицын находился в ведении
приказа Казанского дворца в Москве, который занимался всем Средним и Нижним
Поволжьем. Из-за большой отдаленности от центра и плохого сообщения контроль за
деятельностью воевод почти отсутствовал. Ревизия их деятельности производилась в
исключительных случаях. Пользуясь этим, воеводы использовали свое служебное
положение и предоставленную им власть в корыстных целях, наживали большие
состояния. Поэтому не случайно им не давали засиживаться долго на одном месте.
Например, в Царицыне воеводы редко держались более двух лет, а зачастую и того
меньше. Известно, что из 51 царицынских воевод (за период с 1589 г. по 1700 г.)
более двух лет прослужили только 4 воеводы, по два года — 14, по одному году —
26 и менее одного года — 15. Интересен и социальный состав царицынских воевод:
бояр и князей — 15, детей боярских и стольников — 14, дворян — 10, социальную
принадлежность остальных 18 воевод установить не удалось.
Осуществляя активную внешнюю политику, окрепшее к середине XVII века русское
самодержавие не оставляло без внимания и южные окраины России. Особенно тревожил
Азов; Москва стремилась лишить султанскую Турцию этой важной ее базы. К тому же,
рассчитывая на помощь казачества, она тем самым предполагала разрядить
напряженную социальную обстановку на Дону. По цареву указу в Царицын в 1646 г.
из поволжских городов начали поступать продовольственные запасы для войска,
главным образом мука и крупы. Сюда же сосредоточивались стрелецкие полки и
подразделения пушкарей, царская грамота от 28 июня 1646 г. обязывала воевод
закупить в Юрьевце, Балахне, Нижнем Новгороде, Василь-Городе, Чебоксарах,
Козьмодемьянске, Свияжске, Казани, Лаишове 100 стругов однодеревных,
«которые к морскому ходу пригодятся». Если же потребного количества
приобрести в этих городах не удастся, то предписывалось построить в Казани
новые, а также докупить остальное количество их в Самаре, Саратове и в самом
Царицыне. Из Царицына все струги надлежало переправить на Дон. Для этого
воеводам приказывалось заготовить необходимое количество катков «…в Казани
и обить железом и свести на Царицын в тех же судах».
Готовя поход, царское правительство в
том же 1646 г. распорядилось направить в Пять Изб донским казакам и «вольным
людям» из Царицына муки ржаной пять тысяч четвертей, пороху, свинца и денежного
жалованья 3200 рублей. Для охраны переправляемых на Дон продовольствия,
боезапаса, денег царская грамота требовала «…к тому своему городку к Пяти
Избам, для береженья прислати своих казаков, человек со сто и больши, чтоб над
теми запасы в дороге от крымских, и от ногайских, и от воровских людей какое
дурно не учинилось».
Царским указом воеводе Василию Строкову предписывалось возглавить
отправляемый из Воронежа на Дон караван с различными товарами, зельем, вином.
Для охраны выделялась сотня служилых людей. В том же 1646 г. по царскому указу
выехали из Воронежа на Дон Ждан Кондырев и Михаил Шишкин, чтобы разведать
положение в казачьих городках. В именном указе им поручалось: «рассмотрети
подлинно, тайно в городках, в которых ныне живут донские атаманы и казаки, сколь
велики те места, и каковы крепости поделаны, и сколько у них пушек и всякого
воинского наряду, и сколько пушечных запасов, зелья и свинцу и ядер… И не чаять
ли и с тех казаков воровства на Волгу. О том о всем им, Ждану с товарищи,
проведать и записать себе подлинно, тайно, чтоб про однолично опричь их (его
Ждана) нихто не ведал… И что каких вестей проведают, и им то все написать в
статейной список».
Исполнив указанное, Ждан Кондырев сообщал, что голутвенные казаки верховых
городков против похода.
Ни этот, ни планировавшиеся несколько позднее другие походы не состоялись — и
сил не хватило, и все более обострялись классовые противоречия в стране, в том
числе и в Поволжье.
Пытаясь предупредить массовые антифеодальные
выступления, правительству приходилось идти на некоторые уступки,
демонстрировать лояльность, особенно по отношению к свободолюбивым казакам,
показательна, например, реакция его на жалобу донского атамана Тимофея Никитина,
упрекавшего царицынского воеводу в чинимых им притеснениях казачества. В царской
грамоте, датированной 6 сентября 1653 г., воеводе Львову предписывалось:
«И как к тебе ся наша грамота придет, а донские атаманы и казаки будут на
Царицын для моления и для соленые покупки приезжать учнут, и ты б им налог, и
обид, и убытков никаких не чинил некоторыми делы. А соль велел им покупать
помольно торговлею».
Но не будем умиляться этим фактом «положительного» рассмотрения жалобы
донского атамана. Справедливости на Руси не больно-то прибавилось, учитывая
немногочисленность подобных случаев. Закономерность прослеживалась в другом — в
усилении эксплуатации народных масс, создании системы крепостного права,
юридическим оформлением которого явилось Соборное уложение 1649 г. Оно
окончательно закрепляло крестьян за боярами и помещиками. Этим же «Уложением»
вводилась смертная казнь за действия подневольных «самовольством, скопом и
заговором». Кроме того, в этот период вводились различные обременительные
налоги: «с сохи», «с дыма», «подворное обложение»…
Обострению социального кризиса способствовала и русско-польская война
1654—1667 гг.: налоговый гнет возрос еще более, воеводы жестокими «правежами»
выбивали недоимки. Крепостные крестьяне, служилые люди, посадские
«самовольством, скопом» и поодиночке бежали из центральных районов «куда глаза
глядят». А глядели глаза на Дон, Нижнее Поволжье. Как правило.
|
|