|
Уездное затишье
К началу XIX в. Царицын постепенно приобретает облик типичного для того
времени захолустного провинциального города. В это время новым явлением в
экономической жизни страны стало развитие капиталистических отношений. Помещичьи
и крестьянские хозяйства все больше втягивались в рыночные связи. Продолжалось
развитие крестьянских промыслов и мелкой городской промышленности.
Капиталистическая мануфактура постепенно вытесняла помещичью. Наиболее быстро
развивалась хлопчатобумажная промышленность. Здесь раньше стали использовать
наемный труд, применять машины. Возникают первые фабрики.
Произошли изменения в жизни станиц бывшего волжского казачества. После
отправки казачьих семей на линию Азов—Моздок они превратились в обычные
крестьянские села. Войсковой центр Дубовка был преобразован в посад. Небольшая
часть казаков в 1804 г. причисляется к астраханскому казачьему войску.
Царицынский гарнизон в основном использовался для охраны волжского пути,
сарептских минеральных вод, ахтубинского шелкового завода да еще следил за
сохранностью укреплений бывшей сторожевой линии. Царицынские жители (обыватели)
управлялись теперь городовым магистратом.
В новых условиях Царицын долгое время не мог использовать свое выгодное
географическое положение. Астрахань значимее его. Даже Дубовка с заселением ее
выходцами из центральных губерний и Украины стала быстро опережать Царицын в
экономическом развитии. В 1803 г. в городе помимо небольшого гарнизона солдат
жило: купцов — 298, мещан и цеховых — 370, бобылей — 114, болдырей — 12, поляков
— 193, пришлых из разных мест — 71, а всего — 938 человек. Таким образом,
гражданское население его по сравнению с 1799 г. не только не увеличилось, а,
наоборот, сократилось на 194 человека.
Царицын испытывал застой, жители терпели нужду. С каждым годом ухудшалась
торговля. В 1802 г. майор Дьяченков по заданию Вольно-экономического общества
произвел описание Царицынского уезда.
В утвержденном 10 декабря 1804 г. «Расписании городов, где стоят крепости» в
Царицыне гарнизон крепости оставался в подчинении коменданта. Городской
магистрат в первый период своего существования состоял из трех бургомистров и
пяти ратманов. Жалованье бургомистру было положено 1200 р., а ратману — 1000 р.
в год. Кроме того, в составе магистрата имелись следующие должности: секретарь с
жалованьем 500 р. в год, канцелярист с жалованьем 250 р., два подканцеляриста с
жалованьем по 150 р., четыре копииста — по 100 р. в год и некоторые другие. Из
купечества и посадских людей горожане выбирали так называемых «квартальных
членов». В 20-е годы XIX в. наиболее важными учреждениями в городе являлись
следующие: городская дума, магистрат, сиротский суд, словесный суд, городское
депутатское собрание, квартирная комиссия.
В 1807 г. в Нижнем Поволжье началась очередная эпидемия чумы. Для судов,
проходивших из Астрахани, вводился карантин. В Царицыне, Камышине и Саратове
находились воинские заставы, перекрывавшие все большие и малые проселочные
дороги. Астраханская губерния была оцеплена войсками. Сообщение между
населенными пунктами запрещалось. И все же, несмотря на предпринятые меры, чума
проникла сначала в Царицынский уезд, затем в Камышинский и даже в Саратов. После
этого и Саратовская губерния также была оцеплена войсками и вызванными с Дона
казачьими полками. Благодаря предпринятым мерам к лету 1808 г. эпидемия
поутихла. За усердие, проявленное жителями Царицына в борьбе с чумой, рескриптом
Александра I от 12 июня 1808 г. Царицынскому городскому обществу было объявлено
«особое благоволение».
Эти события ускорили создание в Нижнем Поволжье медицинских заведений. В
1807 г. при раскладке бюджета предусматривалось израсходовать 10727 р. на
постройку в Царицыне «делового дома для больных, сарая, лекарских покоев с
аптекою и на заборы». В город была прислана выпускница Петербургского
повивального института Ульяна Андреева. А в 1808 г. коллежский советник Злобин
пожертвовал 40000 р. на постройку в Царицыне, Камышине и Саратове больниц для
бурлаков, проходящих по Волге и «за болезнями на берег
ссаживаемых». Больницы были открыты в 1814 г. А вообще в Царицыне да и
других поволжских городах медицина и санитария бедствовали. Улицы утопали в пыли
и грязи. Различные отбросы, нечистоты скапливались в ямах, оврагах, а то и
просто где попало. Отсюда тиф, холера, чума…
Холера, извечным рассадником которой являлась Астрахань, обрушилась на
Царицын в 1830 г., из него — вверх, до Саратова. Лето как на грех было жарким.
Болезнь свирепствовала. Всего за время холерной эпидемии, продолжавшейся более
года, в губернии умерло 10289 человек. И в городах, и в селах.
Не била ключом и культурная жизнь. Долгое время в Царицыне не было ни одного
учебного заведения. Только 30 июня 1808 г. магистрат заключил соглашение с
отставным сержантом Иваном Власовым об открытии школы по обучению ребятишек
начальной грамоте. И. Власов обязался обучать грамоте детей царицынского
купечества и мещан «сколько оных набратца может, 1-е — читать, 2-е —
писать прописи и цифирный щет, 3-е — арифметика в четырех частях; все
изъясненные науки дети под моим научением быть имеющие должны знать в надлежащем
усовершенстве». За счет родителей городские власти брали на себя труд
оборудовать школу столами, скамьями, а также предоставить учебники, чернила,
перья, аспидные (черные) доски. Всего у Власова обучалось 26 мальчиков и
7 девочек.
В 1838 г. открылась школа для обучения русскому языку детей калмыков и
подготовке их к миссионерской деятельности по распространению христианства.
Школу возглавлял протоиерей и благочинный П. Лугарев. За время своей
миссионерской деятельности, с 1832 по 1848 г., он сумел обратить в христианство
около 4000 калмыков. Колония их располагалась неподалеку от села Городище.
Дьякон царицынского собора Василий Дилигенский составил краткий букварь
калмыцкого языка, за что был посвящен в священники кладбищенской церкви, к
которой и причислялась колония калмыков.
Зато местные власти весьма ревностно заботились о трактирах, кабаках,
рейнских погребах. Да еще — о строительстве церквей, коих имелось четыре.
Наиболее древней из них являлась Предтеченская, построенная в 1664 г.
Первоначально при ней существовал девичий монастырь, основанный в 1694 г.
Церковь выделялась своей архитектурой, стенной росписью, где были изображены
«сивиллы». Успенская церковь была возведена в 1718 г. на месте сгоревшего
деревянного храма, построенного астраханским митрополитом Савватием в
1693—1696 гг. Троицкая церковь открылась в 1720 г. При ней до 1740 г. действовал
мужской монастырь, затем переведенный в Астрахань. Преображенскую церковь
построили в 1771 г., деньги дал царицынский купец Рудаков. Ни одна из них не
сохранилась.
Естественно, город по всему по этому являлся периферией не только
географически. В той же степени он был удален от наиболее значительных, острых
общественно-политических событий, процессов. А. Ф. Леопольдов в своем
«Статистическом описании Саратовской губернии» писал: «Здешний край обилен
обширными пажитями, роскошными лугами, тучными нивами, тенистыми дубравами,
свежими водами — словом, физическая природа почти повсюду роскошествует жизнию.
Но в духовной напротив — встречаются почти одни пустыни: жизнь проявляется в
каком-то мерцании… При воззрении на человечество, коснеющее в дикости… невольно
погружаешься в уныние и грусть».
Только нашествие Наполеона на Россию 1812 г., вызвавшее патриотический подъем
в народных массах, всколыхнуло Царицын. Многие горожане записались в ополчение.
В сборнике документов «Участие Саратовской губернии в Отечественной войне
1812 года», составленном Н. Ф. Хованским, упоминаются жители города Царицына и
уезда, участвовавшие в борьбе с французами. Крестьянский сын Игнат Антонович
Лукин и горожанин Василий Максимович Максимов бывали во многих сражениях и оба
награждены Георгиевскими крестами. И. А. Лукина, кроме того, наградили и орденом
Анны и серебряными медалями в память 1812 г. и взятия Парижа.
В сборнике также упоминаются братья Павел Петрович и Алексей Петрович
Персидские, бившиеся с французами на реке Березине и в других местах. Царицанин
Святослав Михайлович Скибневский за проявленные отвагу и мужество был награжден
орденом Владимира 4-й степени с бантом, Алексей Иванович Шмаков в чине
прапорщика участвовал в Бородинском сражении. В Отечественной войне 1812 г.
участвовали сотни донских казаков, командовал которыми знаменитый атаман
М. И. Платов.
Как бы там ни было, Царицын рос и, значит, нуждался в перепланировке. В
1820 г. Александр I утвердил, как сейчас говорим, реконструкцию Царицына,
начертав на проекте «Быть по сему». Планировалось построить две
продольные улицы (параллельно Волге) и восемь поперечных (23 квартала); на
территории Зацарицынского предместья — семь продольных и шесть поперечных улиц
(33 квартала); Преображенского и Бутырского — 11 продольных и 9 поперечных улиц
(44 квартала). В каждом новообразованном районе предполагалась церковь. Хотели
было границы города обозначить валом и рвом. Да нужда в этом отпала. Причины
известны. Между центральной частью города и его предместьями еще долгое время
сохранялись пустыри, которые использовались горожанами под приусадебные
участки.
В 1825 г. в Царицыне проживало 4055 человек, в 1861 г. — 6748 человек.
В Дубовке в это время проживало 12893 человека, в Саратове — 83827 человек.
Среднегодовой прирост населения в Царицыне в 1825—1847 гг. составил 34 человека,
в Дубовке — 209 человек.
Об отставании Царицына можно судить и по динамике строительства в этих
городах. В 1825 г. в нем было 726 домов (из них 9 каменных), 6 промышленных
заведений, 1 баня, 1 рынок, 7 питейных заведений и 8 церквей; в Дубовке —
638 домов (из них 18 каменных), 108 промышленных заведений, 2 бани, 17 лавок, 6
питейных заведений и 1 церковь; в Саратове — 2900 зданий (из них 321 каменное),
39 промышленных заведений, 333 лавки, 3 бани, 37 питейных заведений и
11 церквей.
В 1861 г. в Царицыне насчитывалось 917 домов (в том числе 10 каменных), 9
промышленных предприятий (1 пивоваренный, 2 свечных и 6 кирпичных заводов), 135
ремесленных заведений, 68 лавок, 1 магазин, 40 складов, 6 гостиниц, 7 постоялых
дворов, 6 каменных церквей и 2 деревянные; в Дубовке — уже 1028 домов (в том
числе 174 каменных), 26 промышленных заведений, 29 каменных и 54 деревянные
лавки, 5 магазинов, 4 гостиницы, 1 постоялый двор, харчевня, 128 ремесленных
заведений, 4 церкви, 20 складов; в Саратове имелось 100 заводов и 7 фабрик,
производивших продукции на 1015750 р. Промышленные заведения Царицына
изготавливали продукции на 10000 руб. в год, тогда как в Дубовке — более чем на
100000 р.
В 1861 г. в Царицыне имелось 245 ремесленников, в том числе 128 мастеров,
деятельность которых в «Статистике городов» оценивалась следующим образом:
«Ремесленность в Царицыне относительно довольно неважна, как по числу и
разнообразию мастерских заведений, так и по сбыту производства». В
Дубовке в это же время было 590 ремесленников, в том числе 276 мастеров.
Продукция дубовских ремесленников пользовалась куда большим спросом. Она шла на
удовлетворение потребностей солевозчиков и фурщиков по доставке различных
товаров с Волги на Дон, на Кавказ и в центральные губернии. В 1861 г. дубовские
колесники и кузнецы изготовили продукции на 15000 руб. Успешно соревнуясь с
Царицыном, Дубовка переманивала к себе значительную часть местного
купечества.
«Счастливое положение посада на Волге, где она более приближается к
Дону, в короткое время поставило его на степень важного пункта транзитной
торговли, — подчеркивалось в «Статистике городов». — Дубовка сделалась складом
всех грузов, отправлявшихся в землю Донского казачьего войска и на моря Азовское
и Черное. Грузы эти главным образом состояли из военных снарядов и провианта для
черноморских крепостей и флотилии; лес и лесные изделия, деготь, смола
отправлялись преимущественно в Донскую землю и на Кавказ. Все это обыкновенно
перевозилось чумаками на волах к донским пристаням Качалинской и Калачевской,
частию и прямо по степной линейной дороге в Ставропольскую губернию… С Дона на
Волгу товаров перевозится значительно меньше, но они значительно ценны, потому
что состоят из крымских и донских вин, фруктов, деревянного масла, свиного сала
и т. п. Для такой транспортировки в течение лета собиралось в Дубовку громадное
число чумаков с волами и лошадьми…»
И в середине XIX в. по грузопотоку Дубовка оставалась впереди. Если в
1859—1862 гг. из Царицына в среднем отправлялось товаров по Волге на сумму
170164 р. и разгружалось на сумму 1094782 р., то из Дубовки в среднем
отправлялось товаров на сумму 109502 р. и разгружалось на пристани на сумму
2669771 р.
Важным событием в жизни Нижнего Поволжья в 40-е годы явилось сооружение
перевалочной дороги между Волгой и Доном. По ходатайству дубовского купечества
было создано акционерное общество. Директивой военного министерства за № 353 от
1 февраля 1844 г. Войску Донскому предписывалось выделить землю под это
строительство: 135 десятин, 1200 саженей из юрта Качалинской станицы и
33 десятины из юрта Пичужинской станицы, по цене 4 р. 50 к. серебром за
десятину. К проекту враждебно отнеслись прежде всего фурщики, увидевшие в
предполагавшейся дороге своего конкурента. Через строящуюся дорогу они умышленно
прокладывали свои проселочные дороги, разрушая насыпанное полотно. Акционеры
несли, разумеется, непредусмотренные расходы, прямые убытки.
Правление акционерной компании железно-конной дороги 5 ноября 1846 г.
обратилось с прошением к наказному атаману Войска Донского, в котором доказывало
полезность дороги и для Донской области и просило пресечь самовольные действия
фурщиков. По сообщениям властей 1-го и 2-го Донских, Хоперского,
Усть-Медведицкого и Черкасского округов и Калмыцкого правления, у них не нашлось
желающих приобрести акции общества этой дороги за все время ее строительства.
Железно-конная дорога просуществовала сравнительно недолго, так как оказалась
неудобной в эксплуатации. Рельсовый путь не был доведен до Дубовской пристани.
Поэтому грузы с судов приходилось перегружать в фуры, а потом везти их до
железной дороги. Там грузы уже перегружались в вагоны. Все это удорожало их
перевозку. Сыскной начальник 2-го Донского округа 24 декабря 1858 г. доносил в
войсковое правление, что «существовавшая железно-конная дорога между
Волгой и Доном с 1855 г. совершенно уничтожена».
Несмотря на замедленное экономическое развитие Царицына, он постепенно
все-таки превращался в один из важных перевалочных и торговых пунктов. Рост
перевозки грузов, поступающих по Волге, побудил местные власти еще в 1814 г.
учредить пристань. До 60-х годов XIX в. перевозка грузов по рекам производилась
еще парусными и гребными судами, а также волоком — бурлаками, коих только на
Волге в 1840 г. насчитывалось до 450 тысяч. Суда продвигались очень медленно, от
10 до 15 верст в сутки. Тяжелый бурлацкий труд из-за его дешевизны еще долгое
время использовался и после появления парового судоходства. Так, в 1860 г.
«Русский вестник» о состоянии судоходства на Волге писал следующее:
«…Берега пустынны, судоходство в первобытном состоянии, пароходство едва
подвигается. Двести пароходов едва находят себе груз и пассажиров, — так слабо
еще движение, а с возрастающей дороговизной на топливо выгод от пароходства все
меньше и меньше».
На Царицынскую пристань поступали для перевалки хлеб, железные и чугунные
изделия, деревянные и рогожные товары, березовые дрова, смола, деготь, древесный
уголь, лес. Из Астрахани шли рыба, икра, соль, фрукты.
В книгах регистраций торговых сделок Царицынского магистрата за 1835 г.
отмечены прохождение чумацких фур с шерстью из Средней Азии в Москву; с
фарфоровой посудой из Москвы в Тифлис, с Кавказа в г. Козлов — бочки вина; в
Москву на конных подводах более 200 мест шелку весом 1454 пуда; в Харьков
127 бочек икры из Астрахани; в Тамбов на 100 фурах вино с Кавказа.
Богатела, усиливалась экономически близ Царицына Сарепта. Из 190 домов в ней
90 были каменными, в основном двухэтажными. С 1810 г. здесь началось
производство сарпинки — недорогого материала, полюбившегося русским женщинам; в
1814 г. на рынок поступило 16344 аршина сарпинки. Сарепта прославилась также
своей горчицей. Еще в 1806 г. предприниматель Глич построил здесь первый в
России горчично-маслобойный завод с использованием паровых машин. В 1859 г.
сарептские предприятия производили промышленной продукции на 200 тыс. р.
И все-таки судьба благоприятствовала Царицыну. После отмены крепостного права
в 1861 г. он стал одним из бурно развивавшихся промышленно-транспортных центров
страны. Кстати, интересный момент. Когда возник вопрос о выборе места для
сооружения Волго-Донской железной дороги, то дубовские купцы отказались иметь ее
у себя. Посадский голова, богатый купец Пресняков заявил: «Если мы
позволим построить железную дорогу, то наши фурщики останутся без дела и мы их
разорим». Консерватизм купцов дорого обошелся Дубовке. Инициативу
перехватил Царицын, и дорогу решено было строить между Калачом и Царицыном. Это
обстоятельство во многом обусловило последующий бурный рост Царицына. Дубовка
же, увы, постепенно захирела.
|
|