Памятники архитектуры
Архитектура Царицына складывалась в сложных условиях. В те годы, когда город
был крепостью, все основное строительство осуществлялось силами воинских частей
и преследовало сугубо фортификационные и хозяйственные цели. Эстетические задачи
ставились и решались лишь в меру вкуса военачальников и непосредственных
исполнителей. То же следует отнести и к гражданским сооружениям того
времени.
Несмотря на такую ограниченность, эти сооружения представляли бы огромную
ценность с точки зрения истории строительного искусства. Если бы они
сохранились… К сожалению, время не пощадило их. В результате частых вражеских
набегов, междоусобных сражений, частых пожаров и других бедствий практически
все, созданное в те ранние годы, сметено временем.
В XVIII веке, хотя
Царицын оставался еще окраинной крепостью и небольшим
уездным городком, в нем начинает развиваться капитальное строительство. В эти годы продолжают совершенствоваться укрепления города и района
(в частности, в 1718—1720 гг. между Волгой и Доном была построена известная
Царицынская сторожевая линия), появляются кирпичные здания, прежде всего
культовые, расширяется территория города, предпринимаются некоторые меры по
облагораживанию местности (засыпка оврагов, устройство дорог, мостов и
т.п.). Однако и это время оставило нам лишь отдельные следы.
Наиболее интенсивное строительство в дореволюционном Царицыне начинается во
второй половине XIX
века. В 1862 г. открылась Волго-Донская железная дорога. В 1863 г. в Царицыне
начал работать телеграф. В 1870 г. закончилось строительство
Грязе-Царицынской железной дороги, которая надежно соединила Нижнее
Поволжье с центральными губерниями вплоть до Прибалтики. Царицынский порт и
железнодорожный узел разгрузили Каспий и Дон. Необыкновенно быстро стала расти в
деловых кругах популярность Царицына.
«Две железные дороги и Волга сулят этому городу блистательное будущее», —
писали русские газеты в 1873 г.
Дальнейшая жизнь показала полную справедливость таких прогнозов. Уже к концу
XIX века захолустный
уездный Царицын превратился в крупный промышленный и торговый центр. На многие
версты протянулись причалы и склады по берегу Волги, в силуэт города вошли
многочисленные трубы и дымы промышленных предприятий, центр города обогатился
крупными общественными зданиями, многоэтажными домами, хозяйственными и
коммунальными сооружениями. Быстро растет население города, резко усиливаются
темпы и культура строительства.
Значительно повышается уровень благоустройства города. В этом отношении Царицын рубежа XX века по отдельным позициям не только
не отстает от других городов, но даже опережает многие. Например, электрическое
освещение в городе появилось одновременно с освещением Невского проспекта в
Петербурге. Первым из уездных городов России Царицын получил трамвай.
В старой Царицынской крепости каменных зданий были единицы. Но уже в 1870 г.
пять кирпичных заводов общей мощностью 1600 тыс. шт. кирпича в год не
обеспечивали нужды капитального строительства. За десятилетие мощность
производства кирпича в городе удвоилась и продолжала дальше наращиваться. С
начала XX века в
строительстве широко используются железобетон, металл.
В стилевом отношении архитектура дореволюционного Царицына оставалась
провинциальной. Хотя отдельные здания можно было бы отнести к достаточно ярким
примерам, например, модерна (театр «Парнас», гостиница «Люкс» и др.),
псевдорусского стиля, эклектики. Наряду с этим в Царицыне можно было увидеть
немало фасадов зданий в кружевной кирпичной кладке, не менее выразительной, но
более, пожалуй, душевной, народной, или фольклорной. К наиболее ярким примерам
такой архитектуры можно отнести здание реального училища (на этом месте сейчас
здание облисполкома), некоторые магазины и купеческие особняки.
С первых дней Советской власти значение Царицына, а позднее — Сталинграда
быстро повышается. Резко возрастает его производственный потенциал. Строится
много новых зданий и сооружений, жилых домов, промышленных предприятий,
коммунальных сооружений. Большое значение имело строительство в городе
тракторного завода, судоверфи — первенцев индустрии первой пятилетки.
Город расширяет свои границы. В его состав включаются многие селения, среди
которых Бекетовка, Сарепта, Красноармейск. В застройке города
принимают участие известные советские зодчие 20—30-х годов, проверяются новые
теоретические концепции градостроительства и архитектуры.
К сожалению, большая и лучшая часть строений прошлого погибла в огне
Сталинградской битвы или утрачена по другим причинам, как это было, в частности,
с культовыми сооружениями в 30-е годы. Капитальных исследований в этой области
ранее не производилось, и теперь о характере многих интересных зданий и
сооружений мы можем судить лишь по старым открыткам да по разрозненным остаткам
отдельных строений.
Новую страницу в развитии архитектурно-строительной деятельности в городе
открыли работы по его восстановлению. Многие видные архитекторы считали своим
долгом прикоснуться к руинам Сталинграда, внести свой вклад в возрождение
города-героя. В знак победы на Волге и решительного поворота в Великой
Отечественной войне советского народа появляется получивший мировую известность
мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Духом торжества Победы пронизаны
основные ансамбли и многие здания города. Ряд сооружений отмечен премиями разных
уровней, их авторы — премиями и почетными званиями.
Архитектура — каменная летопись мира, наглядное свидетельство уровня жизни,
производства и культуры на каждом этапе его существования. Она позволяет воочию
прикоснуться к прошлому, увидеть его во всей его сложности и многообразии.
|