Железнодорожный поселок Сарепта
Здание церкви
Здание церкви в железнодорожном поселке Сарепта построено в 1896 г.
Здание кирпичное. В плане представляет собой вытянутый крест с алтарем в
восточной части и со звонницей над западным входом. Выделяется трапезная, где со
стороны звонницы в интерьере предусмотрен балкон.
Купольное завершение самой церкви, а также завершение звонницы в настоящее
время утрачены. Вместе с тем в решении фасадов, в их пластике, членениях, в
характере деталей карнизов, тяг, в обрамлении окон имеет место определенная
общность с другими станционными сооружениями, чем подчеркивается единство всей
архитектуры железнодорожной станции и поселка.
В настоящее время здание передано русской православной церкви.
Здание больницы
Двухэтажное кирпичное здание больницы в железнодорожном поселке
Сарепта построено в 1895 г. на специально отведенном озелененном участке.
Строительство осуществлялось одновременно с другими сооружениями станции и
поселка. В плане здание П-образное с архитектурно выявленным главным
входом и боковыми ризалитами. Фасады здания решены в кирпичной лицевой кладке с
использованием характера деталей и архитектурных приемов, применяемых в других
сооружениях градостроительного комплекса.
Здание используется по своему прямому назначению в качестве железнодорожной
больницы.
Здание училища
Бывшее 2-классное училище по улице Арсеньева, 12 строилось одновременно с
поселком. Здание кирпичное, в основном двухэтажное, с одноэтажной пристройкой в
глубине двора. Фасады решены в кирпичной лицевой кладке с небольшим декором на
главном фасаде и в обрамлении оконных проемов. Приемы декора имеют много общего
с решением фасадов и других сооружений станции и поселка, однако не повторяют
их. В настоящее время в здании размещены женская консультация, аптека и 3
квартиры на втором этаже.
Жилые дома
Жилая застройка в железнодорожном поселке велась одновременно со
строительством станционных сооружений — в 1895—1897 гг. Строилось несколько
типов зданий, из которых наибольший интерес представляют двухэтажные
четырехквартирные дома типа коттеджей (сохранились два таких дома — по
улице Сологубова, 48 и 50), 2-этажные многоквартирные дома (улица
Арсеньева, 38, 40 и 48), а также одноэтажные дома казарменного характера,
составляющие основную массу жилой застройки. Все типы домов решены в характере
железнодорожных сооружений в Царицыне конца XIX — начала XX веков.
Стены домов кирпичные, перекрытия и покрытия деревянные. Санитарные
устройства выносные. Водоснабжение предусмотрено с помощью водоразборных
колонок. При каждом доме имелись хозяйственные постройки. По второму этажу
двухэтажных многоквартирных домов устроены лоджии. Вторые этажи в домах
коттеджного типа решены в виде мансард. Эти дома предназначались для
руководства и инженерно-технического состава железной дороги.
Определенный интерес представляют здания электростанции, построенной в 1895
г., и госпиталя.
|