Железнодорожная станция Сарепта
Градостроительный комплекс
Сарепта — первая от Царицына (Волгограда) крупная станция по линии
железной дороги на Тихорецкую. Свое название она получила по названию
располагавшейся в нескольких километрах от нее немецкой колонии.
Строительство Царицын—Тихорецкой железной дороги, а
вместе с тем и станции, осуществлялось в 90-е гг. XIX столетия.
Вопрос о ее сооружении был поднят в 1889 г., строительство началось в 1895 г.
Общей протяженностью 504 версты и стоимостью 50 млн. руб. дорога вступила в
строй 8 сентября 1897 г.
Трудно переоценить значение железнодорожной линии Царицын—Тихорецкая. Она соединила Поволжье с Северным
Кавказом и Кубанью. Оттуда на Урал и Север пошел большой поток зерна и
нефтепродуктов, а волжско-камские грузы (лес, металл) отправлялись на юг страны
и на экспорт через Новороссийск и порты Азовского и Черного морей.
В 1899 г. Тихорецкий мост через реку Царицу соединил Владикавказский
вокзал в зацарицынской части (конечную станцию Тихорецкой железной
дороги) с Юго-восточным вокзалом в центре города — конечным пунктом
Грязе-Царицынской дороги. Одновременно была проложена соединительная
железнодорожная ветка по берегу Волги от станции Волжской Волго-Донской линии
через Соляную, Банную станции до соединения также с Грязе-Царицынской
дорогой в районе Мамаева кургана.
В 1905 г. Тихорецкая дорога была соединена с Волго-Донской в районе 4-го
километра, а ранее, в 1878 г., Волго-Донская линия была соединена с
Грязе-Царицынской — веткой от станции Крутой (Максима Горького) до
Гумрака. Таким образом, к концу XIX в. Царицын
превратился в крупный железнодорожный узел с выходом на Москву и Прибалтику.
Весьма заметную роль в этой системе играла Царицын—Тихорецкая железная дорога.
Включившись в транспортный узел Царицына, станция Сарепта быстро стала значительным перевалочным пунктом
грузов с Волги на железную дорогу и обратно. В 1901 г. на Волге сооружается
Сарептский порт, один из крупнейших в Поволжье. Вдоль
Волги по берегу он занимал полосу длиной 6 км и шириной
от 120 до 415 м. Для грузов строились различные лабазы, склады,
погрузоразгрузочные устройства. В дальнейшем все эти сооружения оказали заметное
влияние на выбор места строительства судостроительной верфи (1931 г.).
В Сарепте с самого начала было предусмотрено довольно развитое
станционное хозяйство: просторный пассажирский вокзал с залом ожидания, багажным
отделением и др., паровозное депо, колесные и вагонные мастерские, маневровые
пути и другие путевые и станционные устройства.
Для расселения железнодорожников, работающих на станции, при ней был создан
поселок одно- и двухэтажных казенных домов, а также коттеджей, предназначенных
для инженерно-технического состава. В составе поселка, кроме жилых домов, были
построены церковь, больница, двухклассное училище, баня. Электростанция и
водокачка обеспечивали станцию и поселок электроэнергией и водой. Для
поддержания давления в водопроводной сети у станционных путей была построена
водонапорная башня. Водоразборные колонки в поселке существуют и в настоящее
время.
Сейчас территория железнодорожного поселка интенсивно застраивается
современными многоэтажными домами. Но отдельные сооружения прежней застройки еще
сохранились до наших дней и представляют несомненную историческую и
художественную ценность.
Вокзал Сарепта
Одноэтажное кирпичное здание вокзала с фасадами со стороны перрона и со
стороны городской площади построено в 1895 г.
Главные входы решены в центре в повышенной части здания, подчеркивая
вестибюльную группу помещений. Симметрично от вестибюля расположены зал ожидания
с кассами и ресторан с подсобными помещениями. Далее также симметрично
расположены служебные помещения. Высота помещений различная для каждой из групп,
что ясно отражено и на фасадах здания. Богаче других декорирована центральная
вестибюльная часть здания. С фасадов она завершается своеобразными фронтонами с
развитым карнизом и круглыми окнами, отражающими некоторое влияние стиля модерн.
Окна с фасадов декорированы характерным для железнодорожных сооружений
обрамлением с выступающими замковыми камнями. Интерьеры решены скромно, но
достаточно качественно. В целом здание весьма характерно для железнодорожных
сооружений конца XIX в., вместе с тем не повторяет
архитектуру других вокзалов и легко узнаваемо, что весьма важно для
железнодорожных путей сообщения.
Кроме архитектурных достоинств, здание вокзала имеет историческое значение, о
чем сообщается в мемориальных досках на фасаде со стороны перрона.
Водонапорная башня железнодорожной станции Сарепта
Сарептская водонапорная башня — одно из наиболее оригинальных
сооружений. Неся сугубо хозяйственную функцию, она образно отражает свое время и
местоположение. Оформление входа в башню перекликается с соответствующими
элементами здания вокзала. Готического характера оконные проемы свидетельствуют
о близости немецкой колонии, имя которой носит железнодорожная станция. Богато
декорированная верхняя часть подчеркивает ее функциональное значение и
особенность. Оригинальна пристройка винтовой лестницы, что редко встречается в
подобных сооружениях. И, наконец, гармоничность членений, тяг, карнизов,
архитектурных деталей свидетельствует о несомненном вкусе и мастерстве автора
сооружения, играющего весьма значительную роль в архитектурно-градостроительном
комплексе железнодорожной станции и поселка Сарепты.
Водокачка железнодорожной станции Сарепта
Здание водокачки расположено на откосе спуска к затону, являющемуся рукавом
Волги.
Здание сугубо хозяйственного назначения. Однако задумано и построено
оригинально, с большой выдумкой и несомненным архитектурно-хозяйственным вкусом.
Своими формами и деталями водокачка не повторяет форм водонапорной башни и
вокзала, но напоминает о них, свидетельствуя об их функциональном и образном
единстве. В элементарных хозяйственных сооружениях мастер блестяще решил не
только функциональные, но и художественные задачи, что в них особенно ценно. К
сожалению, сейчас это здание разрушено.
|